0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как работает система охлаждения двигателя

Как работает система охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя автомобиля разработана для того, чтобы избежать перегрева ДВС. Во время работы двигатель непрерывно производит тепло и преобразует его в мощность. Это тепло получается при сжигании топлива в двигателе. Но в мире нет двигателя, который был бы на 100% эффективен. Всегда остается некоторое количество тепловой энергии, которая теряется в процессе работы.

Если не передать ее в атмосферу, это тепло будет перегревать двигатель, что приведет к его заклиниванию. При заклинивании из-за перегрева поршень расплавляется внутри цилиндра. Во избежание этой проблемы в автомобиле и стоит система охлаждения.

Как формируется внутреннее давление

Часто можно встретить высказывания о том, что в двигателе образуется рабочее давление, которое может быть повышенное, то есть чрезмерно сильное, либо недостаточное.

Но тут следует запомнить одну вещь.

Специально в системе охлаждения давление не создается.

Фактически для ДВС не важно, при каком именно давлении жидкость охлаждения будет циркулировать по его внутренним полостям. Тут главный вопрос в том, чтобы элементы успевали охлаждаться.

Из курса физики многие знают, что практически все жидкости под воздействием нагрева начинают постепенно расширяться. Это можно отнести к антифризу и тосолу. Средний показатель расширения жидкостей под нагревом составляет от 10 до 20% от их начального объема. То есть именно на такое количество жидкости в системе окажется больше после того, как мотор перестанет работать на холодную, и выйдет на свой стандартный температурный рабочий режим. А система охлаждения выступает как замкнутый контур. Запуская мотор, он прогревается, параллельно начинает расти внутреннее давление.

ОЖ при этом давит на радиаторные стенки, патрубки и прочие внутренние компоненты.

Одну из ключевых задач в работе системы охлаждения выполняет крышка расширительного бачка . Фактически это клапан низкого и высокого давления, способный осуществлять подсос воздуха, либо же сбрасывать избыточное давление.

Нормальные параметры

Сложно однозначно сказать, какое давление должно быть в системе охлаждения каждого автомобиля. Даже на одной и той же модели с разными установленными ДВС параметры могут отличаться.

Если говорить про средние значения, то это диапазон от 1,2 до 2 атмосфер. Хотя крайне редко показатели достигают 2 атмосфер. Но в автомобилестроении есть пример, когда давление 2,2 считается нормой.

При подсчётах давления жидкости обычно используют единицу измерений Бары. Но они аналогичны атмосферам. То есть 1 атм = 1 бар.

Внутреннее давление в автомобильной системе охлаждения зависит от целого ряда факторов. И далеко не последнюю роль играет то, какое охлаждающее средство залито в радиаторе, какую конструкцию имеет мотор автомобиля, его герметичность и прочие нюансы.

Узнать точную информацию касательно нормы давления конкретно в вашем двигателе можно из мануала и рекомендаций по эксплуатации от автопроизводителя.

Может у кого было что-то подобное? Сначала заметил, что сопливит верхняя крышка радиатора, думал ему хана. Но потом появились подтёки на всех сочленениях. Крышка сброса давления уже вторая и врятли неисправна. Где грабли?

Крышка (даже новая) вполне может не работать, встречался с таким 🙂 Схема проверки проста: убрать резинку с клапана крышки радиатора (при этом давление в системе не будет повышаться) и посмотреть что изменится. Если всё придёт в норму (а скорее всего так и будет) — значит крышка.

Читать еще:  Сгнил лонжерон что делать?

Попробую так сделать, но всё же я не верю, что сразу 2 не рабочие.

Грабли в том, что почти любая неоригинальная крышка нерабочая. Как-то тоже экспериментировал с производителем крышки (Masuma), порвало 2 радиатора.

ага, а значит, что оригинальную крышку для авто готовит лично Тойота на конвейере? Ну да- ну да, так и верим, ага.
Крышку на какое давление, кстати, ТС, поставил?

нет. SXM «рестайл» комплектовались крышками на 1,1 ата.

И не только неоригинальных крышек это касается. У меня был опыт, что 2 новые оригинальные крышки не работали, но там не повышенное давление было, а наоборот, когда двигатель остывал то верхний и нижний патрубок сжимались. Купив 3-ю попол на рабочую.

Посмотри «грабли» на расширительном бачке. Есть ли следы антифриза вокруг заливной пробки расширительного бачка?
Я тоже думаю, что врят ли 2 крышки могут быть нерабочие. У меня, что на старом SXM 2000г., что на новом АСМ 2005г. Ипсумах (оба брал сразу с Япы) стоят(ли) крышки на давление 1.1 атм.
Как бы у тебя не было начало болезни «пробитой прокладки» между блоком и головкой. А уровень антифриза не уходит? Как печка себя ведет? (хотя сейчас ещё морозов нет и может быть непонятно по печке)

Последний раз редактировалось yurous87; 24.10.2014 в 16:29 .

Как бы у тебя не было начало болезни «пробитой прокладки» между блоком и головкой.
Проверить легко.

Крышка стоит на 0,88 резинку снять без повреждения не получается, поэтому снимать не стал, попробую купить ещё одну.

Печка греет прилично, даже очень. Антифриз уходит, но очень медленно из-за подтёков в местах сочленений.

Как?
Вынимаем шланчик из расширительного бачка и вставляем его в прозрачную ёмкость с водой, заводим,газуем и смотрим появляются-ли в банке пузырьки из шланчика. Если появляются, то кирдык прокладке. Желательно проверить и на холодном и на на прогретом ДВС.

Попробуй, конечно, не такая большая цена вопроса

Желательно устранить все течи на 100%, чтобы взять на контроль расход антифриза.

Ancle Bob в посте #12 написал как. Желательно процедуру эту провести неторопясь, т.е. хорошенько прогреть ДВС и длительно погазовать, раскручиваю движку до 4-5 тыс.

Обязательно проверь систему таким способом, если пузыри есть, то однозначно кирдык прокладке под ГБЦ, а то и того хуже — лопнула БОШКА меж клапанами(такое бывает при перегревах)
Сталкивался с этим на Мазде Бонго дв.RF(турбо дизель), толком не работала вязкостная муфта вентелятора от этого перегрев и как следствие трещины меж клапанами в камере сгорания(если при проверке будут пузыри, то при вскрытии ГБЦ обязательно обрати внимание на переборки меж клапанами), т.е. выхлопные газы шли в систему охлаждения и как следствие-избыточное давление, но у меня по системе утечек не было, а тосол выбрасывало в расширительный бачёк и так как из-за трещин была нарушена герметичность системы, вакуум не создавался и при остывании двигателя тосол из расширительного бачка обратно в систему не закачивался!

Читать еще:  Как уменьшить шум дизельного двигателя?

По мне так если у ДВС будет такой диагноз, то разумнее купить 3S контракт во Владивостоке за 20-25 т.р. и его воткнуть, чем снимать ГБЦ, шлифовать, притирать клапана, менять колпачки, кольца и т.д.

Купить контракт будет дешевле, но как раз разумнее именно ремонтировать, если машина делается для себя.

Как работает система?

Важно понимать, что в системе охлаждения двигателя специально никакое давление не создается. На силовые агрегаты автомобилей этот показатель не оказывает влияние. Для самого мотора крайне необходимо, чтобы все его составляющие были достаточно охлаждены. Как и любая другая жидкость, антифриз или тосол под воздействием высоких температур расширяются. В среднем показатель расширения охлаждающего реагента составляет 10-20%. Другими словами при циркуляции в системе уровень жидкости возрастает на эту величину и возникает давление. Жидкость, находящаяся в замкнутом герметичном контуре, давит на стенки радиаторов, патрубки и другие элементы внутри системы. Избыток давления в охлаждающей системе сбрасывается с помощью крышки расширительного бачка. Он, в свою очередь, при необходимости может подсасывать воздух из атмосферы в систему.

Почему важно поддерживать правильное давление в системе охлаждения

Выше мы уже частично коснулись этот вопрос, но сейчас рассмотрим его чуть более подробно. Избыточное давление в системе охлаждения способно повредить компоненты, которые в этой системе задействованы. В данную систему входит большое число элементов, которые могут просто порваться или деформироваться из-за высокого давления. К таким элементам относятся:

Резиновые шланги, соединяющие части охлаждающей системы;

  • Термостат;
  • Расширительный бачок;
  • Помпа;
  • Металлические трубки, подходящие к радиаторам и двигателю;
  • Сами радиаторы, которые зачастую выполняются из алюминия.
  • Если произошла деформация любого из этих компонентов (или он порвался, сломался, на нем образовалась трещина), вероятнее всего виной тому давление в системе охлаждения.

    Негерметичность системы

    Еще более популярная проблема в кругу автомобилистов — отсутствие давления. Это может случиться из-за:

    • заклинившего воздушного клапана;
    • наличия утечек в системе охлаждения.

    Соответственно, выявить проблему не составит труда. Первым делом можно посмотреть на уровень антифриза на холодном двигателе. Если он не меняется от поездки к поездке, значит утечек в системе нет. Вторым пунктом меняем воздушный клапан на новый. После этого давление должно нормализоваться, и антифриз не будет перегреваться. Очень часто повышенное давление в системе охлаждения двигателя приводит к тому, что оно потом падает. Обусловлено это частично подклинивающим клапаном. Он то работает, то нет. В результате этого давление нагнетается, из-за чего в слабом месте может образоваться течь, а после этого пропадает герметичность.

    Читать еще:  Как установить подъемник в гараже своими руками?

    Причины повышенного и пониженного давления в системе охлаждения

    Почему давление высокое

    Избыточное давление в системе охлаждения двигателя может возникнуть лишь по одной причине: неработоспособный воздушный клапан в крышке радиатора или расширительного бачка заклинило в закрытом состоянии.

    Поскольку иного способа удалить лишний воздух не существует, исправность клапана нужно периодически проверять. Теоретически, ремонту эта деталь не подлежит и в случае выхода из строя меняется, как правило, вместе с крышкой. Специалисты рекомендуют во избежание внезапных поломок менять крышку радиатора раз в два года.

    Как показывает гаражный опыт, жидкость для очистки карбюраторов неплохо справляется с отложениями, образующимися в клапане, и способна вернуть его к жизни.

    Почему давление отсутствует

    Когда давления в системе охлаждения нет, это говорит о том, что она не герметична, а установить причину может оказаться сложнее.

    1. Прежде всего, следует опять-таки проверить исправность воздушного клапана.
    2. Если он исправен, необходимо исследовать систему охлаждения двигателя на наличие утечек (об их наличии свидетельствует постоянно убывающий уровень антифриза).

    Причины появления пробок из воздуха

    Попадание воздуха в систему может вызываться некоторым количеством неисправностей.

    В их число входят:

    Разгерметизированная система

    Местами разгерметизации могут служить различные детали – патрубки, трубки, штуцеры и другие. Появляется она вследствие механического повреждения, естественного износа, пониженным давлением в системе.

    Если после устранения такой неисправности появление пробки было отмечено повторно – имеет место разгерметизация. Это означает, что следует выполнять визуальный осмотр предполагаемого места повреждения.

    Неправильно проведенная процедура долива антифриза

    При заливке его струей большой ширины, имеется большая вероятность того, что весь воздух не может выйти из бачка, по причине узкой горловины. Для предотвращения этого, заливку нужно проводить не торопясь, давая возможность воздуху покинуть систему.

    Поломка воздушного клапана

    Он предназначен для удаления воздуха из системы, и не дать ему поступать снаружи. Если в нем имеется поломка, то воздух будет подсасываться, и распространяться далее по охладительной рубашке.

    Для устранения воздушной пробки, можно либо отсоединить патрубок дроссельного узла, и подуть в бачок, либо отсоединить патрубок от бачка, не открывая крышку, после 10-15 минут работы двигателя. При наличии воздуха в системе, он выйдет наружу.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: