4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прикипел болт: шесть вариантов сдвинуть его с мертвой точки

Прикипел болт: шесть вариантов сдвинуть его с мертвой точки

Сколько было сказано про закисшие, неподатливые болты, сколько нервов было на них потрачено – не сосчитать! Иногда в откручивании упрямого болта или гайки помогал крепкий ключ и не менее крепкие выражения. Но когда силы иссякают, а словарный запас профессионального автослесаря подходит к концу, нужно прибегать к смекалке, она не подведет, если знать, что и как делать.

Давайте пробежимся по шестерке самых действенных способов открутить болт, если обычный ключ уже не помогает. От простого к сложному. Поехали!

Но прежде немного юмора, исключительно по теме, из сериала «Теория большого взрыва»

По малолетке подрабатывал в шиномонтажке и был там один напильник, но с чудесной историей.
Время позднее, приезжает машина и просит посмотреть, чё то говорит цепанули в метрах ста от шиномонтажки.
Машину поднимают, снимают колесо и видят гвоздь. Тащат пласкогубцами — эффект 0, берут клещи — даже не двинулся. Разбортировали колесо и достали напильник вошедний обратной стороной от рукоятки, а то что приняли вместо гвоздя и была ручка того самого напильника.
так его в шиномонтаже и оставили, а че всё в хозяйстве пригодится 😉

И, наконец, болгарка: как открутить прикипевшую гайку или шпильку?

Часто рассказывая о каком-нибудь ремонте, мы говорим о резьбовых соединениях, которые упорно не хотят откручиваться. Обычно в этот момент в материале используем эмоциональные обороты, иногда – просто междометия. А почему мы никогда не говорили о том, как с ними справиться? Нет, такие пробелы недопустимы. Исправляемся!

Что происходит?

Перво-наперво нужно хотя бы немного разобраться в причине крепёжно-ржавого безобразия. В принципе, причина закисания болтов одна – это ржавчина. Она возникает везде, где есть гальваническая пара – соседство двух разных металлов. Разных – это не обязательно стали и алюминия, даже два одинаковых сплава в месте контакта будут ржаветь из-за незначительной разницы в пропорциях. Но это не главное.

Главное, что ржавчина с точки зрения химии – это гидратированный оксид железа. Он возникает из-за окисления железа под воздействием кислорода в присутствии воды. Железа в крепеже навалом, кислород есть в воздухе, вода и вовсе льётся с неба в любое время года (правда, иногда в виде снега или тумана). В общем, все необходимые условия для коррозии есть всегда. И поэтому этот процесс неизбежен, хотя его можно приостановить (об этом немного расскажу ниже).

С резьбовыми соединениями происходит та же штука: образуется гидратированный оксид железа, который очень сильно увеличивает трение между витками резьбового соединения. Всё до неприличия просто, а иногда – до бешенства неприятно. Особенно неприятно, когда ржавеют соединения, находящиеся под воздействием высоких температур (например, крепёж в системе выпуска). Тут часто уже ловить нечего, и приходится прибегать к самому радикальному средству – болгарке. Но перед этим всё-таки есть смысл попробовать более гуманные способы. Их условно можно поделить на три группы: физическое, химическое и механическое воздействие. Начнём с последнего.

Аккуратно, но сильно

Самый простой способ – это постучать по закисшей гайке молотком. Именно постучать, а не отдубасить кувалдой со всей богатырской силушки – можно окончательно загубить резьбу. Небольшие смещения могут разрушить слой ржавчины и заметно облегчить страгивание соединения. После постукивания можно ещё раз взяться за ключ.

Кстати, о ключе. Попытаться стронуть прикипевшую гайку рожковым ключом – идея не самая блестящая. Особенно, если головка тоже ржавая или грязная. Мощные и умные мужчины для этого используют либо головки, либо накидные ключи. А перед этим стараются хорошенько очистить головку. Если она грязная, головка нужного размера просто не налезет, а более крупная при хорошем усилии слижет грани. Причём все.

Ну и немного очевидного: для ключа придётся найти удлинитель (он же – усилитель). Обычно это просто труба, которую можно надеть на рукоятку для увеличения рычага. Зачастую помогает, но, к сожалению, использование такого удлинителя иногда невозможно из-за ограниченного пространства.

Ещё один механический способ – это постучать по ключу. Резкие и непродолжительные воздействия (удары) могут оторвать на резьбе ржавчину, а это уже практически победа. При этом есть смысл стучать не только в сторону откручивания, но и в обратную сторону. Главное – сдвинуть с места, а воздействия в противоположные стороны в этом случае бывают эффективными.

Если грани всё-таки сорвали, то придётся вспомнить старый добрый гаражный способ, которым пользовались наши отцы и деды – приставить к гайке зубило и постучать по нему молотком. Если сделать качественные насечки и попытаться сорвать гайку на откручивание, можно добиться некоторого успеха. Получается не всегда, но часто.

Солярка, керосин, жидкий ключ

Химические методы гайку, конечно, не открутят, и последнее слово всё равно будет за ключом или головкой с воротком. Но они очень помогают этим железкам выполнить свою работу. Основная задача химии – разрыхлить ржавчину на резьбе. Разумеется, первый помощник – это жидкий ключ. И в случае прикипевшего соединения наиболее важным свойством ключа будет его проникающая способность. Важно только помнить, что использовать состав нужно правильно. То есть заранее. Щедро поливаем соединение и ждём. Ждать лучше минут 20-30, раньше хорошо закипевшую резьбу открутить не получится – жидкость должна максимально проникнуть в витки резьбы и хотя бы немного растворить ржавчину.

Что делать, если магазина в шаговой доступности нет, а жидкий ключ нужен? Придётся опять вспоминать опыт старшего поколения. Как я уже говорил, основной свойство ключа – проникающая способность. А она есть у многих более доступных жидкостей. В крайнем случае подойдёт даже бензин, но лучше использовать керосин или солярку. А ещё подойдут и антифриз, и даже тормозная жидкость. Смачиваем ими тряпку, кладём на соединение и ждём. Ждём долго, иногда и час, и два. Бывает, замачивают и на сутки. Ну а потом – бьём молотком, сворачиваем головкой с удлинителем, стучим по зубилу. В общем, как душа захочет или какая будет потребность.

Читать еще:  Как правильно подобрать зимние шины?

Иногда вместо этих жидкостей используют кислоту. Обычно советуют соляную или серную. Работать с кислотой нужно очень осторожно. На тряпку её не льют – кислота ткань просто разъест. Как ей залить гайку – придётся думать самому. В принципе, результат может быть хорошим, но «вэдэшка» всё-таки проще, надёжнее и безопаснее.

Кстати, некоторые товарищи убеждены, что хорошего результата можно добиться с помощью кока-колы. Мол, в ней есть ортофосфорная кислота, которая неплохо разъедает ржавчину. Честно говоря, лить на ржавую гайку колу можно только в приступе отчаяния. Толку от неё немного, но видимость действия как-то успокаивает.

Гори, гори ясно

А теперь призовём на помощь физику. Как вы поняли, речь идёт о расширении тел при нагревании. Самый простой способ – раскалить гайку докрасна горелкой или паяльной лампой. В крайнем случае можно попытаться нагреть соединение строительным феном, но этот способ нагревания не слишком эффективный.

Теоретически при нагревании гайка расшириться, после чего её свернуть будет проще. На практике всё так и есть. Другое дело, что если вы не работаете в сервисе (а вы там вряд ли работаете, если это читаете), то едва ли у вас под рукой окажется газовая горелка. Так что этот способ условно-доступный и подходит не всем. Это не очень хорошо, потому что он весьма результативный.

Кстати, если нет горелки, но есть трансформатор, можно попытаться нагреть соединение замыканием большим током при низком напряжении. Но на такие эксперименты можно идти только при условии наличия опыта и соответствующих знаний.

Огромный недостаток нагревания – это огнеопасность процесса. Там, где есть масло или бензин, пользоваться открытым огнём нужно ещё более осторожно, чем спать с чужой женой. А жаль, потому что метод эффективный.

Если вышла осечка

Итак, пришло время тяжёлой артиллерии. Если все родственники гайки по материнский линии уже давно вертятся в гробах со скоростью вентилятора, не остаётся ничего иного, как вытащить на божий свет дрель или болгарку.

Дрель – это хорошо само по себе, но кроме неё нужен ещё экстрактор, который придётся потом вкрутить в отверстие, просверленное в болтике. Сверло нужно брать с таким расчётом, чтобы в отверстие получилось потом вкрутить экстрактор. И сверлить нужно строго по оси болта. Это без опыта сделать сложно. Прежде чем брать в руки дрель, нужно задать себе честный вопрос: а умею ли я сверлить настолько хорошо, чтобы не запороть ничего, кроме болта? Если болт вкручен в важную деталь, нужно подумать очень тщательно. Желательно – несколько раз.

Болгарка – совсем другое дело. С ней работать проще (если не пытаться болгаркой весом килограммов в шесть, мощностью под 3 000 Вт и с диском на 180 мм срезать обручальное кольцо с пальца), найти её легче, запороть важную деталь не так страшно. В крайнем случае купить болгарку не слишком дорого (можно найти в пределах 1 500 р.), а нормальные диски для неё стоят намного дешевле, чем хорошие свёрла и экстракторы. Ну а неплохой отрезной диск обойдётся не более 30 рублей, а это даже дешевле «вэдэшки». А самое главное, болгарка – это практически единственный способ открутить резьбовые соединения там, где коррозия усугубляется высокими температурами. Например, в системе выпуска. И второй хит сезона – развальные болты задней многорычажки. Их приходится срезать почти всегда. Да и мучиться с ними бессмысленно: в любом случае эти болты меняют на новые. Зачем же лишние страдания?

Кстати, об отрезных дисках. Устроим рекламную паузу. Судя по опыту некоторых СТО, можем смело посоветовать продукцию компании NovoAbrasive. Круги у них хорошие, но очень важно выбрать именно тот круг, который вам понадобится – отрезной и по металлу. Насчёт кругов по камню ничего не скажу (а они у NovoAbrasive тоже есть), но резать металл шлифовальным кругом – это не очень умно. Хотя, конечно, шлифовать им можно и даже иногда нужно. А вот гайку лучше уничтожить именно отрезным диском.

Ну и ещё пару добрых слов про NovoAbrasive: круги там делают на итальянском оборудовании, так что качество у них нисколько не хуже европейского. А стоят дешевле, что очень хорошо.

Кроме того, круги проходят проверку не только на производительность, но и на безопасность, в том числе и на разрыв. Ради интереса можно погуглить видео и посмотреть, что бывает, когда в болгарке разрывается диск. Это очень интересные видео.

В общем, это всё прекрасно, но в любом случае при работе болгаркой надо соблюдать элементарные нормы техники безопасности. Защитные очки, перчатки и… никакого алкоголя с мужиками в гараже. Да-да, самому грустно, но пальцы дороже.

Идём другим путём

Уверен, что после молитв и матюков в адрес ржавой резьбы возникнет вопрос: а можно этого как-то избежать? К сожалению, совсем избежать не получится. Но ситуация не совсем тупиковая.

Те болты и шпильки, которые приходится выкручивать более-менее регулярно, стоит каждый раз обрабатывать смазкой. Не буду оригинальничать: в большинстве случаев от прикипания спасёт обычная медная смазка. Хотя бы гайки (шпильки) колёс и резьбовые соединения деталей ходовой части смазать ей несложно. Но учитывайте, что она вредно влияет на резиновые детали, поэтому в пыльники её забивать не стоит.

Ну а если что, зовите «жену болгарина». Как в драке нет приёма против лома, так в ремонте ещё никто не устоял против болгарки. Только работайте осторожно: новый болт купить всегда можно, новую руку – пока никак. Даже кривую и торчащую из не того места.

Читать еще:  Как отполировать фары изнутри своими руками?

Используйте ноги

Умение пользоваться функциональными возможностями собственного тела довольно полезно для автомобилиста. К примеру, если требуется открутить прикипевшие гайки, вы можете встать ногой на ключ для болтов и приложить усилия.

Благодаря этому будет оказываться гораздо более существенное воздействие на нужную гайку, и вы получите соответствующий эффект.

В завершение следует сказать о том, что гайки располагаются таким образом, что лучше, чтобы автомобиль находился на земле. То есть не нужно поднимать его на домкрате и после откручивания очередной прикипевшей гайки немного проезжать вперёд.

И если колесо будет стоять на земле, то оно позволит прочно закрепиться и использовать силу трения в качестве опоры, которая будет держать колесо при использовании ключа для болтов.

Как легко открутить прикипевшие гайки на колесах машины

Автомобильные болты на колесах созданы для того, чтобы крепить диски к автомобилю, а также закреплять шины и центровать колесо.

Смена колес не создает существенных затруднений, если они являются достаточно новыми. На практике достаточно часто наблюдается такой фактор, как коррозия, который создаёт прикипевшие гайки.

В итоге откручивать колесо становится значительно труднее. Как справиться с этой проблемой, постараемся рассмотреть далее.


Суть проблемы

Каждый производитель автомобилей устанавливает для своих моделей индивидуальное усилие затяжки болтов. Эти значения должны быть приведены в документации. Разумеется, сложно представить себе работника шиномонтажа, тщательно сверяющегося с многостраничными таблицами, в которых указан рекомендуемый крутящий момент для любой марки.

На практике все происходит гораздо проще. Даже в находящихся на хорошем счету пунктах шиномонтажа практикуется применение оптимального для большинства случаев момента затяжки болтов. Несложно предположить, что у недобросовестных мастеров гайковерт настроен на произвольный крутящий момент, заведомо превышающий необходимую величину. Это даст гарантию, что болты будут затянуты максимально быстро и не открутятся.

Резьба, конечно же, не будет сразу сорвана. Промышленно произведенные болты, изготовленные из необходимой стали и прошедшие термообработку по оптимальным режимам, с успехом справляются с превышением усилия затяжки. Но вот у человека, которому придется откручивать болты после нерадивых работников сервиса, определенно возникнут сложности.

Процедура откручивания болтов на колёсах

Колёсные болты обеспечивают соединение покрышек со ступицей. Если требуется заменить покрышки, предварительно придётся их снять.

На этот счёт у автомобилистов есть ряд вопрос. Одним из них является то, в какую из сторон нужно откручивать болт на колёсах. Здесь ответ однозначный.

ВАЖНО! Крутить следует против часовой стрелки, что обусловлено особенностью нарезки резьбы.

Каждый автомобилист обязан не просто знать, в какую сторону по правилам и технологии откручивается болт на автомобильных колёсах, но и уметь это делать. Ведь не всегда под боком будет автосервис или шиномонтаж. Порой приходится всё брать в свои руки. А некоторые сугубо из соображений экономии не хотят тратить деньги на то, с чем они и сами прекрасно справятся.

Разобравшись с тем, в какую сторону по правилам откручивается крепёжный болт на колёсах машины, можно поэтапно рассмотреть саму процедуру. Она не такая простая, как некоторым кажется с первого взгляда.

Всё начинается с подготовки и соблюдения техники безопасности.

Перед работой установите авто на ровной поверхности и включите стояночный тормоз.

Для демонтажа потребуется отвёртка, съёмник или обычный гаечный ключ, чтобы снять декоративные колпачки с болтов. Плюс нужен специальный ключ на снятия этих креплений. Он бывает прямым и крестообразным. Выбирать лучше второй вариант, поскольку к нему можно приложить больше усилий.

Пошагово процедура выглядит следующим образом:

  • Начните с демонтажа защитных и одновременно декоративных колпачков. Так вы получите доступ к самим крепежам. В зависимости от колёс, принцип снятия накладок у всех свой.
  • Соединение колеса и ступицы обычно осуществляется 4 или 6 болтами, что обеспечивает нужное качество крепления и центровку покрышек.
  • Не спешите поднимать авто с помощью домкрата. Пока машина на земле, нужно обязательно ослабить затяжку.
  • Плотно наденьте ключ на первый болт и начинайте крутить инструмент против часовой стрелки. Если крепление прикипело, можно воспользоваться специальными средствами типа WD40 и его аналогами. Также применяют дополнительные рычаги, добавляют усилие ногами.
  • Нужно только ослабить затяжку, чтобы болт начал своё вращение.
  • Откручивать нужно по принципу звёздочки. То есть поочерёдно снимаются противоположные друг от друга крепежи.
  • Это необходимо для сохранения центровки.
  • Когда все болты удастся ослабить, можно поднимать авто домкратом или подъёмником, чтобы полностью их откручивать и демонтировать.

Сняв все колёса, можно брать другой комплект и приступать к его установке.

Монтаж более сложный процесс, поскольку здесь обязательно требуется соблюдать определённый момент затяжки.

Методы откручивания

Чтобы откручивать прикипевшие болты, можно использовать несколько техник и способов. Выполнить эти манипуляции можно самостоятельно в домашних условиях. Перед тем как использовать ту или иную методику, необходимо тщательно очистить место соединения от всех загрязнений и во время визуального осмотра места крепления постараться определить вид повреждения болта. В зависимости от вида повреждения можно прибегнуть к механическому, химическому или физическому способу его откручивания.

Механические

К механическим можно отнести все методы, которые подразумевают применение больших физических усилий при попытках нарушить поврежденное соединение. Механический метод может быть использован только в том случае, если болт не имеет трещин, сколов или изгибов.

Механический способ предполагает несколько нюансов.

  • Использование накидных гаечных ключей вместо обычных. Так как обычный рожковый ключ способен при откручивании воздействовать только на 3 грани головки, то в результате сильного воздействия эти грани могут стираться, и ключ будет соскальзывать. Накидной ключ захватывает все 6 углов болта, что поможет применить для откручивания большую силу.
Читать еще:  Как промыть инжектор своими руками?

  • Использование удлиненной рукояти ключа в качестве рычага. Удлинение рукоятки гаечного ключа поможет оказать на болт сильное давление, и мешающая откручиванию ржавчина не будет препятствием.

Но воспользоваться методом рычага можно только в том случае, если шляпка болта не имеет повреждений, а ее грани не сточены.

  • Применение кратковременных силовых воздействий на разные точки приржавевшей детали соединения. Понадобятся молоток и зубило, с помощью которых сначала на шляпке болта необходимо выбить насечку, а затем ударять по ней с силой в направлении откручивания. Такое воздействие более мощное, чем при откручивании ключом, и отвернуть прикипевший болт удастся намного быстрее.

  • Воздействие на болт силы переменного направления. Чтобы раскрутить болт этим методом, его нужно сначала завернуть, а потом попытаться развинтить. Такую манипуляцию можно повторять несколько раз, так как переменное движение в разном направлении поможет освободить резьбу от ржавчины.

  • Разрушение слоя ржавчины при помощи ударов. Наносить удары необходимо на те участки болта, которые больше всего поражены коррозией. Применяемая сила поможет убрать ржавчину, но поврежденные детали соединения после такого воздействия придется заменить новыми.

Физические

Эти методы откручивания приржавевших болтов основываются на физических свойствах материалов, используемых при изготовлении соединительных запчастей. Есть наиболее распространенные и часто применяемые способы.

  • Нагревание деталей соединительной пары. Для разогрева деталей используют любой источник тепла или огня: газовую горелку, паяльную лампу, паяльник, строительный фен.

Можно разогреть только гайку, тогда ее материал расширится, и промежуток между ней и шпилькой будет увеличен. Это позволит более легко развинтить всю соединительную пару.

Если же разогреть всю соединительную конструкцию, то под воздействием высоких температур ржавчина начнет разрушаться и отваливаться от соединительных элементов.

  • Нанесение жидкости на резьбу. При проникновении в микроотверстия между гайкой и болтом такие жидкости, как бензин, керосин, уайт-спирит, скипидар способны уменьшить трение между прикипевшими поверхностями, что обеспечит более легкое откручивание. Этим же свойством обладают средства под названием «жидкий ключ», приобрести которые можно в любом автомагазине.

Химические

Действие химических методов основано на растворении слоя застаревшей ржавчины при помощи кислот. Свойством, помогающим разрушить слой коррозии, обладают кислоты:

  • соляная;
  • серная;
  • лимонная;
  • ортофосфорная.

Чтобы растворить слой ржавчины на соединительной паре, место соединения необходимо обработать несколькими каплями реактива так, чтобы они смогли проникнуть в микроотверстия на резьбе болта. Если коррозией поражен значительный участок, то при возможности болт можно замочить кислоте.

Время, необходимое для воздействия кислоты, должно составлять не менее 24 часов. По его истечении по соединению сначала постукивают молотком, чтобы отвалились большие кусочки ржавчины, а затем пытаются отвернуть гайку при помощи ключа.

Так как кислоты при взаимодействии с кислородом выделяют токсичный пар, все работы необходимо проводить, используя средства защиты для глаз, рук и органов дыхания.

Следуя приведенным рекомендациям, открутить прикипевшее соединение будет намного легче. В случае если ни одним из указанных способов сорвать прикипевший болт не удалось, можно прибегнуть к срезанию его болгаркой или высверливанию. Но перед применением этих мер необходимо взвесить все положительные и отрицательные их стороны.

грани пока не послизывал.
литье.
года 2 не снимали колес, вот и закисло все.

вдехой залил их все.
пыталить пневмопистолетом шиномонтажным (наверное не самый мощный он), пытались ключем с трубой полметра. 3 гайки не сорвали.

1. как порекондуете извратиться еще?
2. что может случиться, если давануть метровой трубой надурняка? если шпильки сломаю, можно их потом поменять? или они со ступицей воедино?

шпильки покупай, гайки новые покупай и вперед. Как говориться — ломать не строить.

ну дык че, шпильки там отдельный девайс? меняются?
разговор про кресту из подписи.

Нагрей до красна газовой горелкой.

попытатся закрутить чуток затем откручивать

а не приварятся ли они намертво таким методом?? 😉

Не приварятся. Коэффициент теплопередачи на стыке металлов велик. Болт холодный, гайка- горячий, коррозия- мягкий, крути,да??

. нада обстучать как следует, и потом нагреть и откручивать,

а почему колеса то не снимал так долго? 🙂

Самый верный способ. Греть и стучать на литых дисках сомнительно.

А че из снимать. ездеешь круглый год на всесезонке и никаких забот))

а как же быть с перекидкой колес с передней на заднюю ось? 🙂

менял на Инспаере. Шпилька (ее остаток) выбивается на «Ура», правда на заднем диске, пердний не помню. Вставляешь обратно новую шпильку и новой гайкой аккуратно притягиваешь, потом вешаешь колесо и затягиваешь более основательно.

. по гайкам надо стучать а не по дискам, а греть диск, немного,

Покупать конструктора под документы Кресты — самый реальный вариант! :))))

шпильки рублей 60 штука, меняются легко.

ну не знаю как ты до сих пор шпильки не сорвал, я на предыдущей машине стандартным балонником сразу две свернул. шпильки держатся на шлицах и еще конусные они, меняются легко.

шпильки оказались какие-то космические! 🙂
отвернули все кроме 1 гайки.
сломали на ней 2 головки.
полдня сбивали ее зубилом и высверливали.
крепкая оказалась, зараза! 🙂

Привет!
Помню на кроуне на переднем колесе аж по гравию оно проворачивалось под моим напором — 8 лет со штангой не прошли даром. Самое важное было — разогреть спину и рывком сдергивать- балонники гнуться начинают. Только надо поверх железа типа полотенца, а то руки об балонник от рывка можно поранить
а меняются шпильки несложно

а делов-то было гайку нагреть горелкой — охладить водой — снова нагреть — и откручивать!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: