Тосол или антифриз – какая разница и что лучше
Тосол или антифриз – какая разница и что лучше?
Согласно данным компании Arteco, до 40% поломок в автомобилях косвенно или прямо связаны с неисправностями системы охлаждения. Корректность работы этого компонента напрямую зависит от используемой охлаждающей жидкости (ОЖ). В этой статье мы подробно ответим на вопрос, в чем разница тосола и антифриза, какую жидкость лучше использовать. Перед этим необходимо выяснить, что собой представляет каждый продукт.
Какая разница между тосолом и антифризом
В основе всех охлаждающих жидкостей для авто лежит смесь этиленгликоля и дистиллированной воды, что обуславливает их основные свойства – низкий порог замерзания и температуру кипения около 100 о С. Главное различие заключается в комплекте присадок:
1. Тосол – вид охлаждающей жидкости, изготовленный отечественными производителями согласно традиционной технологии. В его составе присутствуют этиленгликоль и вода с присадками неорганических кислот. Жидкость предназначается для систем охлаждения отечественных автомобилей и утрачивает свойства после нагревания до 105 о С.
2. Антифриз – жидкость, изготовленная иностранными производителями по карбоксилатной технологии. Помимо воды и этиленгликоля, в ее состав входят присадки на основе солей органических кислот. В сравнении с тосолом он имеет повышенные антикоррозийные, антикавитационные и антипенные свойства. Успешно применяется в системах охлаждения как зарубежных, так и отечественных автомобилей.
Отличить антифриз от тосола по визуальным признакам невозможно. Некоторые автомобилисты имеют ошибочное мнение, что тосол бывает только светло-синего оттенка, хотя он может быть окрашен в темно-синий, зеленый, и даже розовый цвет. Для этого обращают внимание на производителя жидкости: если она выпущена в России, то карбоксилатного состава точно иметь не может.
Разница определяется после досконального изучения состава. В тосоле содержатся нитраты, фосфаты, силикаты, бораты и амины, а в антифризе – присадки из солей органических кислот. Также жидкости различаются по температуре кипения: отечественная кипит после 105 о С, а карбоксилатная – после 115 о С. Срок использования тосола – до 40 тыс. км пробега, тогда как антифриз можно использовать без замены до 240 тыс. км.
Тосол и антифриз G12, G12+ и G12++
База антифриза G12 (G12+ и G12++) также состоит из смеси этиленгликоля и воды. Различия заключаются в составе присадок.
Для антифриза G12 используются уже так называемые органические присадки (в основе – карбоновая кислота). Принцип действия такой присадки основан на локальном формировании изолирующего слоя на повреждённом коррозией участке. То есть тот участок системы, в котором появляется дефект поверхности, закрывается соединениями карбоновой кислоты. Интенсивность воздействия этиленгликоля снижается, и разрушительные процессы замедляются.
Параллельно с этим, карбоновая кислота не влияет на теплоотдачу. Можно сказать, что в плане эффективности теплоотвода лучше себя проявит антифриз G12, чем тосол.
Модифицированные версии охлаждающих жидкостей G12+ и G12++ в своём составе содержат как органические, так и неорганические присадки. При этом органические преобладают. Защитный слой, который создаётся боратами, силикатами и другими соединениями – тонкий, и он практически не препятствует теплообмену. А органические соединения по необходимости блокируют повреждённые участки системы охлаждения и препятствуют развитию очагов коррозии.
Также у антифризов класса G12 и его производных значительно больше срок службы, примерно в 2 раза. Однако стоимость этих антифризов в 2-5 раз выше, чем у тосола.
Можно ли смешивать антифриз с тосолом, и что будет если их смешать?
Многим не дает покоя вопрос о том, что будет если смешать тосол с антифризом, и можно ли эти жидкости мешать вообще? Отвечаем.
По ГОСТу охлаждающая жидкость, будь то тосол или антифриз, не должна содержать механических примесей. Она должна быть прозрачной и однородной. У антифризов разных классов может быть один и тот же цвет, но это вовсе не означает, что их можно смешивать друг с другом. Даже при смешивании тосола разных производителей может появиться взвесь мелких, но твердых частиц.
А уж при смешивании минерального и синтетического антифриза, будь они хоть одного цвета, практически гарантированно выпадет мутный осадок, который обязательно осядет в охлаждающей системе автомобиля. Этот осадок со временем забьёт радиатор, остановит помпу и приведёт к закипанию мотора.
Если смешать антифризы одной категории, но разных цветов и производителей, то, скорее всего, их характеристики (например, температура замерзания и кипения) не изменятся. Однако после нагревания в такой смеси может образоваться взвесь из едва заметных твердых частиц. Нельзя однозначно сказать или как-то спрогнозировать, как себя поведёт данная «суспензия» в системе охлаждения двигателя.
Воизбежание возникновения проблем с автомобилем, мы не советуем заниматься подобными сомнительными экспериментами по смешиванию антифризов, и рекомендуем периодически проводить промывку системы охлаждения двигателя.
Опыт показывает, что относительно безопасно и без плачевных последствий для мотора, минеральные (G11 или тосол) и органические (G12) антифризы можно смешивать только с качественным универсальным антифризом класса G12++. Поэтому если вы точно не знаете какая охлаждающая жидкость залита в вашем автомобиле, то лишний раз рисковать не стоит – доливайте только универсальный антифриз.
Как заменить охлаждающую жидкость
О том, когда нужно менять охладитель, косвенно говорилось чуть выше. Показателей два: пробег и срок годности. Оба указываются на упаковках. Суть замены сводится к трем этапам:
- слив старой жидкости (вам понадобится вместительная емкость с учетом объема залитого тосола или антифриза в систему охлаждения конкретного ДВС);
- промывка системы охлаждения (здесь нужна дистиллированная вода, в крайнем случае, подойдет и обычная проточная);
- заливка в систему новой жидкости.
Итак, слив старую жидкость, нужно установить все пробки на свои места, после чего залить в систему дистиллированную воду (она стоит очень дешево) до отметки MAX в бачке. После этого запускается двигатель и около 10 минут работает на оборотах 2500 – 3000. В это время стоит следить за температурой, чтобы не было перегрева. Затем двигатель глушится, остывает несколько минут и вода сливается. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет оставаться чистой.
После промывки в систему заливается новый охладитель. В этот момент возможно образование воздушной пробки. Чтобы ее убрать, нужно запустить двигатель с открытой крышкой расширительного бачка или радиатора (она должна находиться выше всей системы, для чего можно поставить авто на домкрат или под уклоном) и после того, как он прогреется до рабочей температуры, несколько раз резко нажать на педаль газа, чтобы выгнать воздух. Одновременно с этим подливается жидкость.
И еще один момент. Иногда возникает необходимость доливать жидкость в систему без полной замены. При этом либо нет нужной жидкости под рукой, либо вообще неизвестно, что там залито. В таких случаях можно добавить обычной дистиллированной воды. Однако надо помнить, что в результате температура кипения тосола и антифриза понижается, а температура замерзания повышается (доливаемая вода разбавляет антифриз в несоответствующих пропорциях). Поэтому, лучше, все-таки знать, что находится в системе охлаждения.
Состав тосола
Это вещество было разработано в СССР. Для ваз, москвич и прочих отечественных машин. Химический состав и технология производства с годами не изменились. Состав следующий:
- Этиленгликоль;
- Дистилат;
- Присадки.
Секретом является состав присадок, которые должны защитить систему от коррозии и патрубки от разрушения.
Существует два вида: синий (голубой) и красный. Голубой можно использовать при морозах до 40 градусов, красный – до 65 градусов. В теплом климате допускается разведение водой до 50/50, получается ОЖ для – 20 градусов и – 32 градуса соответственно.
Важно: Этиленгликоль – яд. Ни в коем случае не рекомендуется пробовать его на вкус или вдыхать пары. Лучше работать в перчатках, при попадании на кожу смывать водой с мылом.
Что будет если смешать антифриз с тосолом
Причин для смешивания разных охладителей существует несколько. Например, если произошла утечка и хладагент начал подтекать. В этой ситуации автовладелец вынужден купить любую жидкость, которая оказалась в магазине поблизости.
Также некоторые «бывалые» решают делать такой «коктейль» в целях получения большего количества присадок разной направленности. По их мнению, различные компоненты смогут лучше защитить систему от различных пагубных образований. На самом деле если бы была возможность создать универсальную смесь способную справиться со всеми мыслимыми и немыслимыми невзгодами, то производители уже давно бы взяли такое «ноу-хау» на вооружение. Дело в том, что разные жидкости могут содержать присадки, обладающие различными свойствами, в итоге, такая смесь будет менять свой химический состав и не факт, что это благоприятно скажется на работе систем автомобиля.
Поэтому можно мешать тосол с антифризом, жидкости разных цветов и в разных пропорциях, но только если свойства этих хладагентов схожи.
Полезно! Существуют хладагенты, которые абсолютно не чувствительны к любым смешиваниям. Такие жидкости можно отличить по маркировке G12, G12+, G11.
Стоит учитывать, что разные производители наделяют свои составы не только антикоррозийными и антипенными присадками, но и многими другими компонентами (например, добавками, предотвращающими влияние антифриза на резиновые части охладительной системы). Видов дополнительных компонентов существует огромное множество, поэтому обязательно внимательно прочитайте составы, смешиваемых ОЖ перед их соединением.
Если вы не учтете каких-то особенностей, но ничего критичного для работ систем автомобиля не произойдет, но лучше по возможности воздерживаться от ненужных «миксов», а в случае перехода на другой тип жидкости промыть охладительную систему. К слову, о смешивании разных составов.
Можно ли смешивать разные жидкости?
Еще один «народный вопрос» состоит в следующем: что будет, если смешать тосол с антифризом? Родился он не на пустом месте. Более того, у многих автовладельцев имеется несколько канистр с жидкостями разного состава. Вполне закономерный вопрос напрашивается сам собой: если и то и другое охлаждает радиатор, то почему бы все не совместить?
Разбираемся. Отличия антифриза от тосола не велики, но есть несколько факторов. Первый – ГОСТ. Согласно стандарту, ни одна жидкость не должна иметь в составе механических компонентов. Состав исключительно однородный и прозрачный. Разные классы антифризов вполне могут обладать одинаковой цветовой гаммой, но химический состав при этом отличается кардинально. Смешивание даже идентичных охладителей разных изготовителей чревато появлением взвесей и твердых частиц.
Второй – химический состав. Минеральная и синтетическая основа при смешивании гарантировано «производят» мутный осадок, оседающий на стенках радиатора. Накапливание приводит к тому, что последний забивается, помпа не может нормально работать, а двигатель попросту кипит.
Третий – производитель. Можно мешать антифризы одинаковой категории от разных брендов, но это чревато. Да, их характеристики температуры замерзания и кипения могут быть идентичны, но нагрев жидкости наверняка вызовет реакцию, при которой образуются мельчайшие твердые частицы, разрушающие радиатор и помпу через время. Гарантировать бесперебойную работу двигателя никто не возьмется, как и прогнозировать последствия.
Вывод
Анализ свойств «Тосола» и антифриза складывается не в пользу отечественного продукта. Хотя, если вы эксплуатируете старый автомобиль, оснащенный двигателем из чугуна, то лучше отдать предпочтение «Тосолу». Наша «охлаждайка» дешевле и полностью безопасна, так как она не несет никакого вреда данному виду металла. Если же автомобиль более современный, то здесь желательно выбирать антифриз, так как применяемые сегодня технологии в автомобилестроении – это использование алюминиевых сплавов, пластика, силикона, резины и им подобных материалов.