Что такое чип-тюнинг двигателя
Что такое чип-тюнинг двигателя
Чип-тюнинг автомобиля – перепрограммирование блока управления двигателем с целью улучшения характеристик его работы. Мотор современного автомобиля имеет внушительный резерв мощности, но производители ограничивают его возможности на этапе программирования.
Чип-тюнинг автомобилей
Современные технологии позволяют перепрошить эти программы, чтобы улучшить технические характеристики транспортного средства. О чип-тюнинге, его возможностях, преимуществах и недостатках ведутся жаркие споры среди автолюбителей, механиков. Стоит разобраться в этих вопросах, чтобы понять, нужна ли конкретно вам эта услуга, к каким последствиям она приводит.
Вреден ли чип-тюнинг?
Пожалуй, главный вопрос с самым неоднозначным ответом. Чтобы попробовать ответить на него, механики предлагают посмотреть на следующие нюансы.
Сначала нужно взглянуть на серийный двигатель. Как он настроен с завода? Обычно он отлаживается таким образом, чтобы производительность, долговечность, расход топлива и выбросы находились в разумном равновесии. То есть инженеры где-то постоянно идут на компромисс.
К примеру, если увеличить мощность , то это будет происходить за счет других факторов всегда! Больше мощности потребует больше топлива: увеличится расход, а значит, снизится экологичность (для среднестатистического автомобилиста последнее – ерунда), но вот что действительно в этом случае важно – нагрузка на мотор. Повышенный износ при изменении программы работы мотора обеспечен. Правда, здесь также стоит понимать, каков будет эффект от этого износа.
Если вы «накинули» 12-18 л. с., да пусть даже и 30 лошадей, при помощи качественной прошивки, то хоть мотор и будет изнашиваться технически быстрее, но происходить это будет так медленно, что кузов сгниет скорее или машина рассыплется от старости, прежде чем двигатель начнет хандрить по причине ранее сделанного чип-тюнинга.
Чип-тюнинг — панацея для исправления недостатков
Часто водителей не устраивает динамика двигателя из-за банальной неисправности, о которой владелец просто не догадывается в силу некомпетентности. Чип-тюнинг не поможет исправить такую поломку, но поможет её диагностировать. К примеру, плохие свечи или катушки зажигания, дыры в патрубках выпускной системы, неисправный расходомер или бензонасос — это лишь часть проблем, с которыми обращались в AGP Motorsport, надеясь улучшить динамику автомобиля чип-тюнингом. Если у автомобиля есть неисправности, препятствующие раскрытию потенциала двигателя, AGP Motorsport может провести диагностику и ремонт автомобиля.
Что может произойти в случае некачественной перенастройки и какие бывают сопутствующие риски и минусы у этой процедуры
В случае, когда чипованием занимаются дилетанты, есть большая вероятность получить некачественную прошивку для чипа, которая его «убьёт». Как правило, это уже не исправишь. Естественно, давать вам гарантии на внесённые изменения никто не будет. Поэтому лучше доплатить и обратиться к профессионалам.
Чип- тюнинг может быть вреден:
- Уменьшением ресурса запчастей мотора. К сожалению, это правда, доказанная на практике, но не так всё страшно, значение снижения редко превышает 5%.
- Может увеличиться расход топлива при неправильно выполненной процедуре.
- Чип-тюнинг достаточно дорогое удовольствие, качественная перепрошивка настроек может обойтись достаточно в крупную сумму, порядка десятка тысяч рублей.
Последствия чип-тюнинга двигателя могут быть плачевными, поэтому перед тем, как отправляться на процедуру, постарайтесь по максимуму разузнать всё о блоке управления двигателем, о его модели. На некоторых моделях производители устанавливают специальное ПО, которое невозможно изменить, в этом случае чип-тюнинг производить нельзя.
Убедившись в том, что делать прошивку можно, следующим шагом будет извлечение блока управления и считывание с него заводской программы. Размер информации, как правило, не превышает 1 Мб. Содержание заводского ПО — это таблицы параметров, которые можно менять, если их правильно отредактировать, то можно повлиять на настройки работы двигателя в режиме холостого хода, температурный режим, найти подходящее соотношение крутящего момента и мощности и т. д.
В последнее время делают чип-тюнинг при помощи «Стэп-Пауэр» — это специальное приспособление, при помощи которого можно загружать в чип одновременно несколько прошивок управления. А в последующем переключение между установками двигателя можно производить прямо во время движения, такие действия являются абсолютно безопасными.
- Повышение требований к качеству топлива;
- Увеличение экологической нагрузки при переходе на низкие нормы токсичности;
- Если делать работы у непрофессионалов, можно получить отрицательный результат, а в худшем случае «положить» ЭБУ.
Дизельные двигатели
Дизельные ДВС, особенно с турбонаддувом, обладают наибольшим потенциалом для чип-тюнинга. Результаты:
- Мощность увеличивается до 27%;
- Крутящий момент вырастает до 32%.
График замера дизельного Mitsubishi L200 2.5:
- Красная линия — сток, синяя линия — прошивка АДАКТ;
- График вверху — крутящий момент, график по центру — мощность;
- Прирост крутящего момента — 23,4%;
- Прирост мощности — 32,6%.
Бензиновые двигатели
Потенциал чип-тюнинга бензиновых двигателей меньше. Для любителей спортивной езды — проблема. Для обычных водителей даже на бензиновом двигателе прирост после прошивки будет ощутим. Показатели прироста мощности и крутящего момента на гражданских прошивках:
- Для атмосферника — 5–10%;
- Для турбированного бензинового двигателя до 20%.
График замера после прошивки бензиновой Toyota Camry 2.4:
- Синяя линия — сток;
- Зеленая линия — прошивка АДАКТ.
Видео о чип-тюнинге Kia Ceed:
Последствия для двигателя
Часть водителей думает, что тюнинг-прошивка двигателя сокращает его ресурс. Владельцам сложно понять, откуда берется дополнительная мощность. Они уверены, что железо не рассчитано на такую нагрузку и не понимают, почему на заводской прошивке хуже показатели.
Причины, почему автопроизводители занижают мощность:
- Разнообразие моторной гаммы и налоговая нагрузка по лошадиным силам.
Для производителя дешевле ограничивать ТТХ транспортного средства на программном уровне. Это уменьшает количество технологических процессов на заводе и стандартизирует требования к поставляемому железу. Затраты на производство сокращаются.
Пример: Mercedes-Benz ML 320 и Mercedes-Benz ML 280 в 164 кузове, у которых один дизельный мотор, а отличия только на уровне прошивки блока управления. Аналогичная ситуация с Volkswagen T5 2.0. Мощность версий регулируется на уровне ПО ЭБУ. - Экологические требования.
Двигатель буквально «душится» различными дополнительными компонентами во впускной и выпускной системе, а также жесткими настройками ПО ЭБУ, задача которых не допустить любую перегазовку. Плюс при продажах в конкретной стране нужно адаптировать модель под ее условия. Если делать это на уровне железа, будут дополнительные издержки. Дешевле и быстрее адаптировать авто за счет изменений в прошивке.
Мощность берется не из воздуха, а за счет оптимизации параметров и «разблокировки» той производительности, которая уже была заложена на заводе, но урезана программно. При гражданском чип-тюнинге дополнительной нагрузки на железо не происходит. Многие дилеры открыто признают это и сами предлагают услуги по перепрошивке двигателя.
Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор
Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.
Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.
Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.
Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.
Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата. Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности.
Чип-тюнинг двигателя – плюсы и минусы
Автомобиль – это тщательно продуманная и выверенная система, нарушение баланса которой ведет в самым непредсказуемым последствиями. Если автовладелец несанкционированно внес изменения в заводское изделие, производитель может обоснованно отказаться от гарантийного обслуживания. Об этом нужно помнить перед началом процедуры прошивки.
Итак, плюсы чип-тюнинга двигателя:
- Увеличение мощности. Например, чип-тюнинг BMW поможет увеличить отдачу от работы двигателя на 15%. Помните, что есть ограничения, которые производитель устанавливает намеренно. В каждом двигателе есть потенциал для роста.
- Короткие сроки исполнения. Обычно прошивка занимает не более 15 минут.
- Обратимость изменений. Если возникают непредвиденные проблемы, можно осуществить откат до первоначального состояния системы.
- Улучшение баланса. Автолюбители отмечают плавную и сбалансированную работу мотора под нагрузкой. Например, когда речь идет об отборе мощности для кондиционера.
- Возможность экономии топлива. Чтобы сэкономить на горючем, можно «заставить» автомобиль ездить на бензине с более низким октановым числом. На практике это означает, что машина, которая изначально не воспринимает бензин марки А-92 и ездит только на А-95, сможет работать на обоих видах.
- Отпадает необходимость в некоторых функциях. Так, чип-тюнинг «ауди» позволит избавиться от проблем с катализатором.
- Увеличение максимальной скорости. Иногда хочется ездить на большей скорости, чем позволяет разгонять автомобиль электроника. Перепрограммирование электронной оболочки позволяет обходить такие ограничения, ведь изначально максимальная мощность авто ограничена из соображений безопасности.
В целом же чип-тюнинг может иметь разносторонний характер. Так, можно провести чип-тюнинг «ВАЗа», чтобы он агрессивнее срывался с места и динамичнее набирал обороты. Или добиться гораздо более скромного потребления топлива. Вариантов для подгонки «характера» автомобиля существует масса.
Вместе с тем нельзя обойти стороной и минусы такого рода улучшений:
- Высокая стоимость работ. Чем дороже автомобиль, тем сложнее его электронная начинка. А это автоматически увеличивает требования к профессионализму мастера. И если с отечественными автомобилями можно справиться самостоятельно, то в случае с иномаркой придется обращаться за помощью на СТО. Причем только на сертифицированную.
- Риск выгорания электроники. При нарушении алгоритма действий можно уничтожить микросхемы. Их замена обойдется недешево.
- Повышение расхода топлива. Пропорционально наращиванию мощности двигателя возрастает объем потребляемого горючего. Если, к примеру, сделать чип-тюнинг «мерседеса», можно буквально опьянеть от скорости. Но отрезвление придет на АЗС: при увеличении мощности двигателя на 15% на столько же вырастут затраты на топливо.
- Сокращение срока эксплуатации авто. Чем интенсивнее работает двигатель, чем больше мощности он на себя принимает и тем быстрее истощается его ресурс. Соответственно, уменьшаются промежутки между периодическими ТО.
Минусы чип тюнинга
Как в любом деле, в данной процедуре есть свои минусы, постараемся перечислить их:
- Все манипуляции с вашем автомобилем трудозатраты, поэтому требуют вложения денежных средств;
- Автомобиль становится требователен к качеству топлива, особенно на бензиновых моторах, как атмосферных так и турбо;
- При переходе на нормы токсичности евро 2 или евро 0, в атмосферу увеличивается вредных выбросов;
- Использование плохо откорректированной прошивки, не квалифицированными специалистами, можно получить отрицательный эффект.
Мифы о вреде чип тюнинга
Среди автомобилистов ходят слухи о снижения ресурс двигателя. Среди них есть и «Эксперты» которые заявляют:
У людей в голове не укладывается, что прирост мощности и крутящего момента, не может бесследно отразится на двигателе. Автовладельцы упираюсь рогом, продолжают утверждать, то что сделано заводом производителя является эталоном мощности, а все остальные манипуляции с ПО наносят вред, так как несут повышенную нагрузку на узлы агрегата, уменьшая его ресурс.
Дело в том, что занижение мощности программно производителем, это нормальное явление, мы постараемся пояснить почему. Почему производители все же занижают мощность своих агрегатов:
- Один из самых главных факторов, это экологическая обстановка во всем вире, для снижения вредных выбросов в атмосферу приходится занижать мощность, так как в некоторых режимах работы, выбросы с нынешнем количеством автомобилей очень высоки.
- Налоговая база в каждой стране разная и не секрет, что производителям приходится адаптировать свои автомобили под эти факторы, ды бы из-за пары лошадей не увеличивать налоговую нагрузку на покупателя.
- Занижение мощности программно наиболее целесообразно, так как производитель не несет дополнительных затрат по изменению конструктивных особенностей, т.е. железо остается прежним, а справляется своим штатом программистов которые ограничивают мощность программно.
По этому мы должны разрушим этот миф, что прирост крутящего момента и мощности не может взяться из не откуда, а достигается путем оптимизации некоторых параметров в программном обеспечении ЭБУ. Ни каких перегрузок железо двигателя не испытывает. Даже многие автодилеры в больших городах ни чего не скрывая, заявляют об этом, тем самым предлагают свои услуги по чип-тюнингу.
Неисправности после прошивки
- Если дядя Вася в гараже не знает, что такое диагностика. То-есть, до программирования, автомобиль был неисправен и эти неисправности не были выявлены и устранены. Первое правило чип-тюнинга — это шить только исправные автомобили.
- Выполнен репрог бесплатной прошивкой не надлежащего качества от энтузиастов с различных форумов. Низкокачественная калибровка, может нанести вред вашему силовому агрегату и ЭБУ.
- Криворукость мастера дяди Васи из гаражного кооператива «Луч», так же может нанести вред как двигателю так и электронике в целом.
Что получаем в реальности
- Корректная, хорошо отстроенная прошивка ни как не влияет на ресурс силового агрегата;
- Необходимость использовать топливо только хорошего качества, не заправляться на малоизвестных заправочных станциях;
- Если используется прошивка выше Stage1, необходимо более внимательнее следить за техническим состоянием и более чаще делать ТО.
Чип-тюнинг: как это работает и где сделать
Про чип-тюнинг слышали, пожалуй, все, у кого есть автомобиль. Все знают: машина «на чипе» едет куда веселее, особенно если ещё и турбированная (почему особенно – разберёмся дальше). Суровые методы увеличения мощности вроде замены турбины на более производительную или даже ее установка на атмосферный мотор, установка производительной системы выпуска, замена распредвалов и прочих элементов ГРМ, наконец, самое радикальное – увеличение объёма цилиндров – это удел узкого круга фанатов, и рядовому автовладельцу такое зачастую не под силу даже в финансовом плане, не говоря уже об отсутствии навыков управления очень мощным автомобилем. Поэтому безопасный и технически простой способ прокачки двигателя в виде изменения заводской программы управления получил наибольшее распространение. С ним и разберёмся.
Чип-тюнинг мотора в самом разгаре. (фото diabloarea)
Что такое чип-тюнинг?
Как я уже написал выше, это изменение заложенной на заводе программы управления двигателем. На популярных автомобилях чип-тюнинг давно стал процедурой дешёвой и поставленной на поток. Например, «залить» в ЭБУ (электронный блок управления) современного массового турбомотора лишних 15-30 силёнок будет стоить от 5 до 15 тысяч рублей – в зависимости от автомобиля, желаемой клиентом мощности и места исполнения.
Все программы, где бы вы ни чиповались, очень друг на друга похожи и меняют параметры управления двигателем по одному и тому же алгоритму. Главное – попасть к людям, которые понимают ,что делают, а не просто научились подключать ноутбук к разъёму вашей машины. Что же именно меняется в проапгрейженных «мозгах»?
- Управление впрыском топлива.
Меняется момент и продолжительность распыления. Разумеется, в большинстве случаев это приводит к увеличению расхода топлива, хотя бывают и специальные эко-прошивки для снижения расхода (и приёмистости автомобиля соответственно). Кстати, чуть ли не каждое тюнинг-ателье в очередном ГСК вам красиво разрекламирует свой вариант прошивки, при котором двигатель станет и мощнее, и экономичнее разом. Остаётся лишь добавить, что любое конструкторское бюро любого автобренда просто мечтает заполучить к себе таких уникумов – видимо, просто не знает адрес, где они обитают. А если серьёзно, такое действительно вполне возможно. Вот только господа тюнеры всегда умалчивают, что улучшенная топливная экономичность теперь достигается в строго определённом режиме езды, тогда как во всех остальных расход лишь увеличивается. Обычный маркетинг. - Управление зажиганием.
Корректируется угол опережения зажигания (УОЗ). Другими словами, искра теперь воспламеняет смесь чуть раньше или чуть позже задуманного «по стоку». Что также влияет на процесс горения и изменяет мощностные характеристики. - Управление подачей воздуха.
На подавляющем большинстве современных машин дроссель из механического (с тросиком от педали газа) переродился в электронный, где заслонкой управляет сервомотор. Изменяя алгоритм его работы, компьютер корректирует и процесс поступления воздуха в цилиндры. Что, как вы уже догадались, сказывается на подготовке топливовоздушной смеси для последующего воспламенения свечой.
Иногда блок управления приходится вынимать и препарировать на столе. Такое обходится дороже простого подключения диагностического штекера в разъём. (фото: «Ултравыхлоп»)
Три вышеперечисленных варианта – это по сути единственное, что подвластно ЭБУ в свете повышения мощности на самом простом безнаддувном моторе. И максимальный приход от всех этих методов суммарно едва ли превысит 3-5% от номинальной мощности. И это при грамотном подходе к изменению программы, что, увы, встречается не часто. Ещё пару процентов может добавить изменение алгоритма фаз газораспределения. Разумеется, если есть фазовращатели. Но всё это глобально имеет мало смысла. Реальную прибавку к мощности при чип-тюнинге атмосферного двигателя можно и не ощутить без специальных замеров, а вот топливная экономичность и стабильность работы мотора в целом может пострадать. Другое дело, если есть турбонаддув!
Лучше – с турбиной!
Почему же чип-тюнинг наиболее эффективен именно в паре с турбиной? Потому что, выражаясь простым языком, сколько дунет «улитка» – так машина и поедет. Формулировка эта очень условная, но, по сути, на двигателях с турбонаддувом главную скрипку в тюнинге играет именно она. Если заводское пиковое давление наддува равно, скажем, 0.4 бара со 150 силами на выходе, то увеличив его ещё на 0.4 бара, можно получить уже порядка 170-180 лошадок.
Технически всё это совершенно несложно – меняется та самая пресловутая прошивка ЭБУ, после чего он позволяет турбине раскручиваться сильнее, чем с завода. Разумеется, заодно в программе меняется всё то, что описано ранее: топливные карты (момент и объём впрыска), управление дросселем и т.д. При этом в самом простом варианте (а это 90% обращений клиентов) технически в двигателе не меняется больше ничего. Чип-тюнинг на турбомоторах поистине творит чудеса. Но, конечно, за любое удовольствие приходится платить. И как правило, деньгами.
Все мало-мальски современные турбины управляются электроникой, поэтому изменить давление наддува – вопрос нескольких кликов в программе. (фото: Drive2)
Минусы чип-тюнинга
Дело в том, что по всем законам физики и других точных наук увеличение нагрузки на какой-либо механизм или узел неминуемо влечёт за собой сокращение его ресурса. Двигатель не исключение. Да и в целом тенденция такова, что получив порцию бодрости под капот, новоиспечённый хозяин тюнинг-кара начинает наваливать на все деньги по поводу и без. А иначе ради чего было затевать сыр-бор! Всё это сказывается на здоровье силового агрегата. Он начинает работать в более нагруженном тепловом режиме, масло теряет свои свойства быстрее, чаще и резче начинает переключать коробка… Достаётся заодно и тормозам с подвеской – ну и так далее.
Другими словами, очень часто ускоренный износ чипованного мотора (и всего остального) достигается не из-за увеличения мощности как таковой, а банально из-за завышенных спортивных амбиций наездника. При этом машина-то в целом остаётся самой обыкновенной, не рассчитанной на регулярные отрывы.
А теперь ответим на главный вопрос, регулярно звучащий на повестке дня у начинающих тюнеров.
А почему так не делать с завода.
Здесь хотелось бы написать, что производитель заботится об исправности и продолжительности беспроблемной эксплуатации вашей машины, но… На самом деле, всё до смешного просто – чтобы вы покупали комплектации подороже. Давно не секрет, что две, три и более вариаций мощности одного двигателя могут отличаться лишь прошивкой и навесным оборудованием – например, увеличенным радиатором или более производительной помпой. То есть это тот случай, когда всё уже придумано за вас, просто разнесено по различным ценовым нишам в маркетинговых целях. Хотите подешевле и поресурснее (относительно конечно) – не вопрос: вот вам базовый 1.4 турбо на 125 сил. Хотите посильнее? Пожалуйста: этот же мотор, но с прошивкой на 150. А если хотите позажигать, то предложат экстремально прокачанную версию этого мотора, скажем, на 170 л .с. И разумеется, с каждой ступенькой оно будет вам обходиться всё дороже. Как изначально, так и впоследствии – причины уже описаны выше.
Типичный график из утилиты для работы с ЭБУ. Во всех этих картинках и мириадах цифр нужно уметь разбираться. Увы, у многих чиповщиков таких знаний нет. (фото сайта scuderiaf1)
Не турбиной единой
В заключение хочется отметить один принципиально важный момент. Даже на очень ресурсном двигателе бесконечно наращивать мощность лишь чип-тюнингом неправильно и неэффективно. Если необходимо подготовить машину не просто к паре эффектных уходов со светофора и быстрых обгонов по встречке, а к действительно постоянной спортивной езде, без вмешательства в железо никак не обойтись. Меняются распредвалы, клапаны, устанавливается облегчённая шатунно-поршневая группа, увеличивается объём впускного ресивера, ставится настроенный выхлоп и многое-многое другое, включая также трансмиссию и тормоза. Только тогда можно действительно сказать, что машина «затюнена под спорт». Но и бюджет всех этих мероприятий даже называть неприлично. Именно поэтому чип-тюнинг давно и прочно завоевал сердца рядовых автолюбителей как быстрый и недорогой способ сделать семейный автомобиль чуть горячее.
О плацебо
А ещё есть такая штука как джеттер. Устройство это было особенно популярно в начале-середине нулевых, хотя и сейчас ещё предлагается некоторыми дилерами (как правило, неофициальными) как тот же чип-тюнинг, только без перепрошивки «мозгов». На вопрос, как такое чудо возможно, отвечают уклончиво, придумывая небылицы различной степени абсурдности. А на деле небольшое устройство, подключаемое к цепи электронной педали газа, меняет передаваемые ей (педалью) в ЭБУ сигналы определённым образом. В результате минимизируется задержка на нажатие, двигатель реагирует на ваши действия быстрее и резче. В итоге чувство удовлетворения водителя растёт, как растёт и расход топлива и снижается ресурс той же АКП, которая вынуждена работать в более дёрганом режиме. Хотя на газ авто реагирует действительно быстрее, разумеется, никакого реального прироста мощности двигателя нет и быть не может. Самый обычный аналог джеттера это… спортивный режим АКП, который сегодня почти везде есть с завода. Самое удивительное, что это плацебо по цене выходит как тот же чип-тюнинг, который реально повышает мощность мотора, а не создаёт лишь иллюзию такового. И берут же!
Типичный джеттер. Плацебо по цене реального чип-тюнинга. Очередное доказательство, что наивные люди – поистине неисчерпаемый ресурс. (фото: «аукцион au»)