Функции и виды аккумуляторных клемм
- Электрическое соединение батареи со стартером, прочими потребителями тока, «массой».
- Возможность установки аккумулятора, подходящего для модели машины.
- Обеспечение надёжной работы бортовой электросети автотранспортного средства в различных условиях эксплуатации.
Существует разные типы клемм автомобильных аккумуляторов. Классифицируются по следующим признам:
1. По полярности батареи
Расположение контактов может сильно различаться. К источнику питания подключаются 2 клеммы для АКБ – отрицательная (-) и положительная (+).
При прямой полярности (Тип «1») «плюсовой» электрод предусмотрен слева, а «минусовой» – справа. Такое расположение контактов часто применяется в автомобилях отечественных производителей. При обратной полярности (Тип «0» и «5») электроды находятся с точностью до наоборот. Этот способ размещения используется в батареях для машин от зарубежных компаний.
Аккумуляторные клеммы могут подключаться по диагонали относительно друг друга (Тип «2»), располагаться только в правой части батареи (Тип «3» и «4»).
2. По схеме установки
Клеммы для подключения аккумулятора могут находиться в разных частях источника питания. Существует 2 основных варианта. В автомобилях из Европы и Азии электротехнические изделия подключаются к выводам на верхней грани корпуса. Это распространённый вариант установки, который также используется в российских машинах.
Обратите внимание, что американская схема расположения предполагает нахождение электродов на боковой поверхности АКБ. Батареи для автомобилей из США не могут устанавливаться в транспортные средства европейского и азиатского производства. Стандартные клеммы на аккумуляторе просто не позволят выполнить подключение.
3. По форме и габаритным размерам выводов
Выводы клемм для разных источников питания могут сильно различаться. На это необходимо обращать внимание перед покупкой аккумулятора, иначе можно столкнуться с неразрешимыми проблемами при подключении батареи.
Клемма на АКБ российского изготовления и зарубежного производства имеет вывод конусообразной формы. При этом «плюсовой» контакт больше в диаметре по сравнению с «массой». На некоторых батареях выводы сделаны под болт (для монтажа в грузовиках) или винт (североамериканский стандарт).
По диаметру конусообразные контакты делятся на обычные (19,5 и 17,8 мм) и уменьшенные (12,7 и 11,1 мм) для японских машин. В обоих случаях минусовая клемма должна быть меньше по размерам, чем плюсовая.
Существует 2 варианта решения проблемы из-за несовпадения размера. Можно провести замену выводных контактов или купить аккумуляторные клеммы переходники.
4. По материалу изготовления
Свинцовые. Лучшие аккумуляторные клеммы для по соотношению цена-эксплуатационные характеристики. Отличаются повышенной механической прочностью. Несмотря на меньшую электропроводность, чем у меди и латуни, многие производители используют этот металл.
Свинец – материал с низкой температурой плавления, что является недостатком металла. Однако свинцовый контакт сыграет роль плавкого предохранителя, который расплавится из-за кратковременного воздействия высоких температур в случае короткого замыкания.
Для улучшения эксплуатационных характеристик и замедления процессов окисления клеммы аккумулятора поставляются с болтами, прошедшими оксидирование и барашками из латуни.
Медные. Более дорогостоящие изделия. Медные аккумуляторные клеммы редко применяют в производстве батарей. Основная проблема — в сложной технологии изготовления. По сравнению с обычными свинцовыми электротехническими изделиями, отливка медных заготовок – трудоёмкий процесс.
Зато медь обладает хорошими физико-химическими характеристиками: отличный проводник электричества. После установки медных клемм упростится зимний запуск мотора, снизится скорость окисления контактов и ускорится зарядка АКБ.
Не стоит путать медные и омеднённые стальные клеммы. Первые качественнее вторых, обладают более высокими потребительскими свойствами. Многие дешёвые клеммы переходники изготавливают из стали и покрывают слоем меди.
Латунные. Отличаются стойкостью к влажности, простотой выполнения монтажно-демонтажных операций. Латунные клеммы АКБ оснащаются гайкой типа «барашек» и болтом, которые очень медленно окисляются. При этом необходимо аккуратно устанавливать электротехнические изделия из латуни. Материал обладает пластичностью, деформируется при слишком сильной затяжке простыми пассатижами.
Бронзовые. Это хорошие клеммы АКБ с высокой механической прочностью. В остальном схожи с латунными электротехническими изделиями.
Функциональное назначение
АКБ или аккумуляторная батарея имеет 2 клеммы. Это те самые 2 вывода или металлических штыря, которые несколько возвышаются над поверхностью корпуса. К ним идёт пара проводов.
Одна клемма минусовая, вторая плюсовая. Соблюдая полярность, к этим электродам подключаются соответствующие провода под капотом автомобиля.
Эти самые штыри, то есть клеммы, выполняют несколько функций:
- обеспечивают электрическое соединение со стартером и другими потребителями;
- позволяют устанавливать АКБ, подходящие для конкретной марки и модели авто;
- выполняют функцию подачи питания на бортовую сеть машины.
То есть с помощью этих элементов энергия, накапливаемая внутри корпуса аккумулятора, передаётся на соответствующие нужды. Поскольку в большинстве случаев используются стартерные АКБ, основным потребителем выступает стартер. Без подачи тока на него завести двигатель невозможно.
Но также батарея выступает как источник питания для прочих потребителей, когда не включен генератор. То есть при стоянке и прослушивании той же музыки, подключении к прикуривателю автопылесоса питание подаётся за счёт энергии, накопленной в АКБ. И клеммы служат как соединительный элемент между батареей и потребителями энергии.
Что такое клемма АКБ?
Клемма АКБ (аккумуляторной батареи, стартерной батареи) — электротехническое изделие автотракторного назначения; клемма большого сечения для подключения бортовой сети транспортного средства (ТС) к клеммам аккумуляторной (стартерной) батареи.
Аккумуляторные клеммы выполняют несколько функций:
- Электрическое соединение АКБ со стартером, генератором и иными потребителями тока, а также с «массой» транспортного средства;
- Возможность быстрого монтажа и демонтажа стандартных и подходящих для данного автомобиля аккумуляторных батарей;
- Обеспечение надежного электрического контакта при активной эксплуатации ТС в различных условиях;
- Защита от неправильного подключения АКБ и (иногда) от короткого замыкания.
Именно с клемм АКБ начинается бортовая электросистема автомобиля, трактора и прочей техники, поэтому важную роль играет их качество, надежность и электрические характеристики. При неисправности клеммы должны быть заменены, а, чтобы сделать верный выбор этих деталей, следует подробно разобраться в их видах, конструкции, особенностях и применяемости.
Какие клеммы лучше
Со временем эти детали окисляются или разрушаются. В такой ситуации их надо менять на одну из тех, что присутствуют на рынке. Там продаются свинцовые, медные и латунные.
Свинцовые
Именно их предпочитают многие автовладельцы. Материал обладает отличной токопроводностью, он более мягкий, чем другие металлы, а также отличается устойчивостью к влиянию электролита и коррозии. Свинцовые клеммы дешевле прочих. Свинец легко поддается обработке простым напильником, подогнать его под требуемые габариты нетрудно. Начинают плавиться аккумуляторные клеммы из свинца при температуре в 300 градусов.
Латунные
Латунные клеммы несколько тяжелее остальных, зато прочнее. Быстро снимаются, обладают отличной электропроводимостью и высокой температурой плавления – до 950 градусов. Легко деформируются с помощью плоскогубцев.
Медные
Такие детали тоже прекрасно себя показывают. Электропроводимость – лучшая из всех, окисляются медленно, плавятся при самых высоких температурах, более 1050 градусов.
Автомобилисты сходятся во мнении, что именно свинцовые модели можно считать универсальными.
Основные сведения про АКБ клеммы
Автомобильный аккумулятор накапливает энергию, чтобы потом использовать её для запуска двигателя, работы фар, стеклоочистителей, передачи тока ко всей электроники авто, когда двигатель не работает. В превалирующем большинстве моделей используют свинцово-кислотные батареи. Чтобы правильно выбрать АКБ, материал не имеет такого значения, как другие характеристики. Батареи выбирают также согласно цели применения, способа зарядки, также достаточно важную роль играют возможные дополнительные функции. Естественно, когда выбирают автомобиль, особенного значения подходящему ему аккумулятору не придают, потому как есть более важные и интересные характеристики. При всём разнообразии производителей есть всего несколько критериев при выборе АКБ.
Можно выделить два вида устройства: батареи, которые нужно обслуживать, и те, которые обслуживать не нужно. Дело в том, что в первом случае автовладелец имеет возможность заменить вышедшие из строя детали во время эксплуатации устройства, а вот во втором случае аккумулятор герметичен – его не нужно регулярно осматривать или заливать дополнительную воду. Определяющую роль также играет способ зарядки. Есть заряженные и сухозаряженные аккумуляторы. Разница между ними состоит только в том, что для сухозаряженных необходимо смешивать специальные компоненты в сложных пропорциях, чтобы получить жидкость, заливаемую вовнутрь. Так что, если не хочется заморачиваться со сложностями, выбирайте батареи заряженные. Есть и специальные крышки с системой сепарации. Они защищают электролит от выливания, а воду от излишнего испарения.
Общие положения
Устройство АКБ предполагает аккумуляцию энергии с последующим распределением оной между приборами машины. Аккумуляторы встречаются разных категорий и специфик. Разные модели авто требуют разных характеристик по потреблению энергии, поэтому под конкретный транспорт потребуется соответствующее устройство питания, способное удовлетворить хотя бы минимальные требования машины.
Контакт между АКБ и приборами происходит за счет клемм, поэтому стабильность работы системы в целом зависит от качества этого посредника. Главные причины выхода из строя этой запчасти — это механические повреждения или негативное действия окисляющих процессов. Разумеется, первая проблема потребует полной замены детали, а вторую допускается решить простым очищением клемм. Стоит учесть, что деталь, подвергшаяся однажды деструктивному эффекту, окажет негативное действие на контактную составляющую АКБ. Это чревато нарушением стабильной работы автомобиля в целом, ведь испорченная контактная часть на аккумуляторе не позволит быстро завести мотор, потому что для этого необходим ток со стабильным напряжением.
Для того, чтобы не прогадать при покупке, необходимо ознакомиться с разновидностями детали. Клеммы разделяются на 3 категории по материалу изготовления. Рынок предлагает следующие разновидности этой запчасти:
- Клемма из свинца.
Наиболее популярная категория среди автолюбителей. Популярность объясняется повышенной проводимостью тока, податливостью материала, простотой в обращении (когда необходимо произвести дополнительное крепление). Материал без проблем контактирует с АКБ, не производя побочных эффектов. Также, этот металл естественным образом сочетается с контактной составляющей аккумулятора, ведь эта часть также делается на основе свинцовых сплавов.
- Клемма из латуни.
Хотя подобный материал превосходит предыдущую категорию в весе, показатели проводимости также увеличены. Податливость метала не уступает в качествах свинцу, поэтому в обращении подобная клемма также удобна. Преимущества детали из латуни заключается в упрощенном демонтаже, что поможет автолюбителю выйти из ряда сложных ситуаций. Устойчивость металла к повышенным температурам также относится к преимуществам.
- Клемма из меди.
Детали из меди рекомендуются специалистами, как наиболее оптимальные для автомобиля. Наибольшая способность к проводимости при пониженном риске перед окисляющем действии и устойчивость перед высокими температурами.
Какие клеммы для аккумулятора лучше
#Аккумулятор, #Авто, #Полезныесоветы, #Двигатели, #Автосервисы, #Зарядка
В автомобиле любая часть подвергается износу, и роль АКБ в машине одна из самых важных, поэтому за аккумулятором и контактами надо следить. А как известно все питание автомобиля осуществляется с акуммулятора, который подключен к электрике машины через клеммы. И эти клеммы со временем выходят из строя и подлежат замене. И приходя в магазин за таким конструкционно простым товаром можно увидеть большой выбор клемм разного вида, толщины и металла. И стоять чесать голову какую же клемму взять, об этом мы и поговорим в данной статье.
Готовьте чай или кофе и поехали.
Основные сведения
Аккумулятор накапливает энергию от генератора или зарядного устройства и впоследствии использует эту энергию для запуска двигателя, питания фар, стеклоочистителей, музыки и т.д. когда двигатель не работает. АКБ так же бывают разными и имеют свои характеристики подходящие тому или иному автомобилю в зависимости от его энергопоребления, но об этом мы поговорим в другой раз.
Основные проблемы клеммы это её разрушение, или окисление. Естественно разрушившуюся клемму необходимо заменить, а окислившуюся почистить и поставить обратно, но со временем съедает клемму, контакт на аккумулятор становится плохим. А плохой контакт на АКБ является одной из причин, по которой автомобиль не хочет заводится или тока не хватает чтобы нормально раскрутить стартер.
Свинцовая клемма
Большинство владельцев предпочитают свинцовую клемму по причине большой токопроводности, мягкости металла и соответственно её проще обжать. Так же данный метал устойчив к воздействию электролита аккумуляторной батареи и не создает с этим электролитом гальванической пары. А так же люди сведующие в металлургии понимают, что контакты аккумулятора имеют свинцовое происхождение, и соответственно свинец контакта аккумулятора + свинец клеммы — это самое лучшее соединение с точки зрения металлов. Примерно как в проводах можно напрямую соединять медь+медь, но нельзя медь+алюминий.
Свинцовые клеммы также имеют небольшую цену.
Латунная клемма
Латунная клемма ощутимо тяжелее свинцовой, но она и лучше по токопроводящей способности. Латунь, также как и свинец является мягким металлом, поэтому легко деформируется. Плюсом латунной клеммы является то, что её легко снять, что может помочь если у вас коротнула элекрика и автомобиль начинает загораться. Также температура плавления латуни достигает 950 градусов, т.е. как бы ваш аккумулятор не нагрелся, а как известно, бывают ситуации что электролит кипит и аккумулятор греется. Данная особенность металла защитит клемму от температурного разрушения.
Латунные клемы могут иметь разный вид и разное количество контактов для подсоединения проводов.
Медная клемма
Медные клеммы можно сказать являются самым лучшим выбором. Макисмальная токопроводность, не особо подвержены окислению и выдерживают температуру до 1000 градусов. Хотя конечно, если у вас такая температура под капотом, то у вас явно проблемы и смена клеммы тут не поможет :).
Медные клеммы являются самыми дорогими, но также и самыми хорошими в плане своих характеристик.
Какие клеммы выбрать
Учитывая всю информацию, выбрать клеммы не составит особого труда. Все зависит от условий в которых эксплуатируется машина. Например для холодной части нашей страны я б крайне не рекомендовал покупать латунные клеммы т.к. данный метал очень уязвим к холоду и при необходимости снять клемму при температуре от -15 градусов её легко можно сломать, в данном случае лучше поставить свинцовые клеммы. Свинец более пластичен и меньше поддается холоду. Медные же клеммы подойдут для тюнингованных авто с мощной музыкой или просто мощных машин с большим энергопотреблением из-за их большой токопроводимости.
Латунные же клеммы являются средним выбором для тех кто не хочет ставить свинцовые, а медные считает неоправданно дорогими. В данном случае можно использовать и их, но стоит помнить про их слабость к низким температурам.
Напоследок хочу обратить ваше внимание на конфигурацию клеммы. Сейчас клеммы в магазинах присутствую абсолютно разных видов и с разным количеством подключений. Например в моем стареньком пассате стоит клемма с тремя разьемами, один силовой и два дополнительных к которым подключены сигнализация и магнитола.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и до новых встреч!
Liked the article?»
Статья понравилась? Поделитесь с друзьями.
Кнопки социальных сетей чуть ниже…
Окисление компонентов аккумулятора
Теперь о причинах окисления. В общем, окисленные клеммы показывают, что произойдёт в ближайшее время, когда придётся заменить батарею. Независимо от причин появления следов электролита на клеммах аккумулятора утечка кислоты очень негативно сказывается на состоянии устройства.
Основными причинами появления белого цвета на зажимах являются:
- Утечка электролита.
- Проблема с электрической сетью автомобиля.
- Вентиляционные отверстия батареи засорены.
Чтобы определить, упала ли кислота на клеммы батареи, нужно просто промыть её тёплым раствором соды. Если белое покрытие от соды не ушло, то нужно использовать какой-нибудь скребок. Можно даже купить специальную щётку для чистки.
Какие клеммы выбрать
Учитывая всю изложенную информацию, узнать, какие клеммы для аккумулятора лучше, не составит особого труда. Многое зависит от условий, в которых будет пребывать изделие (какая машина, тип аккумулятора, постоянное напряжение, проходящее через клеммы, или другое), а также от материала, из которого оно изготовлено. Автовладельцы сходятся на том, что самыми универсальными являются свинцовые клеммы – они достаточно тяжёлые, достаточно мягкие, не вступают в химическую реакцию с кислотой, стоят намного дешевле изделий из других металлов. При этом свинец имеет низкую температуру плавления, достаточную, но не самую высокую проводимость электричества.
Иная ситуация с медными и латунными клеммами. Их электропроводимость в разы выше, они тоже достаточно тяжёлые и мягкие, но при этом сильно подвержены коррозии и стоят намного больше свинцовых. Такие проводники подойдут любителям «фаршировать» свою машину различной электроникой или авто из мест с суровыми морозами. Поэтому если тюнинг машины – не главное, можно смело выбирать свинцовые клеммы. Их срок службы намного дольше, они стоят дешевле, а владельцу остаётся только регулярно присматривать за ними и подтягивать, когда отходят контакты.
В любом случае вышеописанные клеммы находятся в обиходе автовладельцев. Каждый выбирает то, что больше всего подходит в данном конкретном случае. Подходите к выбору деталей для своего автомобиля ответственно и разумно.
Каждый автомобилист наверняка задавался вопросом: почему клеммы аккумуляторов изготовлены именно из свинца? Как известно, свинец не имеет должную электрическую проводимость, что заметно сказывается на том, что теряется мощность. Если сравнивать свинец с иными материалами, он гораздо мягче по своей структуре. Если взять пассатижи и попробовать его согнуть, то совсем быстро будет деформирована некоторая область. А по тяжести – он далеко не один из самых легких.
На самом деле, тут никакого секрета нет. Вся причина состоит в том, что у свинца есть свойства, которые отлично подходят для применения его в автомобильном аккумуляторе.
Тест бюджетных аккумуляторов на 60 Ач: Аком, Dominator, Forse, Gigawatt и TAB
Свинец не может повредиться от кислоты, которая в аккумуляторе содержится в большом количестве. Иные же металлы сразу начинают вступать в химическую реакцию с кислотой, после чего появляется коррозия, и они моментально портятся.
Это и есть главная причина того, почему не применяют, к примеру, медь: она имеет в несколько раз большую электропроводность.
Более того, по своей стоимости свинец гораздо дешевле той же меди.
Но самая важная особенность в клеммах, изготовленных из свинцового материала, состоит в его низкой температуре плавления, которая составляет 300 градусов по Цельсию.
Может показаться, что это недостаток, а не достоинство. Однако в некоторых случаях, при коротких замыканиях, клемма из свинцового материала быстрее всех примет расплавленное состояние и разорвет всю электрическую цепь. Другими словами, свинцовые клеммы выполняют работу не только крепления проводов и в некотором роде «проводника», но также и предохранителя.
Что будет, когда короткое замыкание будет длиться весьма долгое время? Кислота, находящаяся внутри автомобильного аккумулятора начнет закипать, а это может привести к неблагоприятным последствиям. В некоторых случаях это может закончиться даже взрывом.
Изготавливают аккумуляторные клеммы не только из свинца, но также из иных материалов. Однако самыми популярными и надежными являются именно те, которые выполнены из свинца. Если вам предлагают на рынке клемму, которая выполнена не из свинца, обязательно стоит уточнить, может ли такая клемма сравниться со свинцовой по характеристикам и свойствам.
Внимание стоит обращать не только на стоимость изделия. Высокая цена далеко не всегда гарантирует отличное качество. Также стоит заострить свое внимание на прочности материала и температуре его плавления.