6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно выбрать масло для двигателя

Как правильно выбрать масло для двигателя?

Какое моторное масло использовать?

Производители моторов на стадии проектирования определяются с марками масел в зависимости от условий работы и конструктивных особенностей. Именно на этих маслах и проводятся ресурсные испытания двигателей, после чего выдаются рекомендации по использованию. Так, перед выбором моторного масла нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации, какое необходимо масло для двигателя.

Масло, указанное в инструкции к автомобилю, соответствующее по качеству классификации API — будет самым оптимальным для него и не будет проблем с гарантией на машину.

Классификация моторного масла по вязкости

Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры в двигателе при максимальной нагрузке летом).

Классификация моторного масла по вязкости подразумевает деление: на 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних классов вязкости (20, 30, 40, 50 и 60). Зимние классы имеют в обозначении букву ‘W’, первую в слове Winter — зима. Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему.

Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает на минимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100С и динамической вязкости при 150С.

Рекомендации по подбору моторного масла по вязкости

  • при пробеге автомобиля менее 25% от планового ресурса (новый двигатель) необходимо применять масла классов SAE 5W30 или 10W30 всесезонно,
  • при пробеге автомобиля 25-75% от планового ресурса (технически исправный двигатель) целесообразно применять летом масла классов SAE 10W40, 15W40, зимой 5W30 и 10W30 и всесезонно — SAE 5W40,
  • при пробеге автомобиля более 75% от планового ресурса (старый двигатель) следует применять летом масла классов SAE 15W40 и 20W40, зимой — SAE 5W40 и SAE 10W40, и всесезонно — SAE 5W40.

Классификация моторного масла по API

Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения масел на две категории — ‘S’ и ‘С’ сохранился. К категории ‘S’ (Service) относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей, к категории ‘С’ (Commercial) — масла, предназначенные для дизелей и сельскохозяйственных машин.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории ‘S’ на девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN), а в категории ‘С’ на десять классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4). Цифры при обозначении классов (CD-II, CF-2, CF-4 и CG-4) дают дополнительную информацию о применяемости данного класса масел в 2-х или 4-тактных дизелях соответственно.

Следует выбирать масло самого последнего класса по классификации API. На упаковке должно быть обозначение маркировки не ниже класса SM или SN. Именно данный класс масла дает лучшие характеристики работы двигателя и снижают расход масла на угар.

Для обозначения универсальных масел, т.е. таких, которые могут применяться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т.п.

О том, как заменить масло в двигателе своими руками и сроки его замены — в статье Замена масла. Полезные советы.

Рекомендации по выбору масла для двигателя

Классификация моторного масла по составу

Для начала следует определиться с видом масла. Оно бывает трех разновидностей: минеральное, полусинтетическое и синтетическое.

Минеральную смазочную жидкость получают путем перегонки сырок нефти, очистки ее от вредных примесей и улучшения характеристик при помощи введения присадок.

Синтетика может быть произведена также из нефти, для чего используется гидрокрекинг, а также из эстеров (сложных эфиров) и полиальфаолефинов (ПАО).

Полусинтетическое масло представляет собой смесь минералки и синтетики, в которой содержание последней составляющей может доходить до 20…40%. Технические характеристики такой жидкости заметно превосходят показатели минерального аналога, но уступают параметрам синтетического. Стоимость полусинтетики ниже цены полностью синтетического продукта.

Свойства разных видов масла

Лучшими вязкостно-смазочными свойствами обладает, конечно, синтетика. Она имеет более низкую температуру застывания, стойка к термоокислению, что уменьшает вероятность образования нагара, меньше испаряется.

Свойства синтетической жидкости меньше меняются при эксплуатации автомобиля, при повышении температуры она остается достаточно густой, при низких значениях на термометре, наоборот, не густеет.

Такие особенности материала позволяют обеспечить надежную работу силового агрегата в любое время года. В целом такая смазка характеризуется гораздо большим ресурсом по сравнению с минеральным аналогом.

Минеральное масло в двигатель не обладает такой стабильностью характеристик, однако многие его до сих пор используют в целях экономии. К тому же многие транспортные средства, имеющие почтенный возраст, попросту не рассчитаны на применение синтетики.

Читать еще:  Чем опасен перегрев двигателя?

Классификация масла по вязкости

Определившись с типом смазки, необходимо правильно подобрать материал по качеству и вязкости. Для ориентирования автолюбителей используются классификации SAE, определяющая вязкостно-температурные свойства жидкости, а также API и ACEA, служащие для обозначения качественных характеристик.

Практически все производители придерживаются этих установленных стандартов. Требования к маслу по данным категориям обычно указываются в документации к технике (раздел «Масла и смазки» в инструкции к авто).

Следует отметить, что имеющие идентичные вязкостно-температурные параметры и характеристики по API и ACEA жидкости часто имеют различный химический состав и способны проявлять себя в силовых агрегатах разных конструкций по-разному.

Показательны испытания, которые были проведены для силовых агрегатов автомобилей Honda. При их проведении оказалось, что масло Castrol и Shell во время эксплуатации имеет большой процент угара.

Продукция компаний Chevron и Eneos при небольшом угаре оставляет в моторе лаковые отложения. Масла ZIC и Dragon в этом отношении стабильнее, однако плохо сопротивляются процессу старения. По результатам тестов отлично показала себя смазка Liqui Moly, характеристики которой даже превзошли требования автопроизводителя.

Не рекомендуется применять в моторах Honda продукцию российских производителей. Это обусловлено высоким угаром, большим количеством лаковых отложений и кокса. При этом не следует делать вывод о плохом качестве отечественной продукции. Просто она несовместима с двигателями Honda.

О классификациях и обозначениях

Производители смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания придерживаются различных классификаций и обозначения моторных масел. Чтобы не ошибиться при выборе «расходника» для силового агрегата, необходимо научиться правильно расшифровывать маркировку, в которой указываются характеристики смазки.

Типы моторных масел

  1. Минеральные. Горюче-смазочные материалы, не имеющие добавок. Получают путём обработки нефти. В современных двигателях внутреннего сгорания используются редко из-за далеких от идеала эксплуатационных качеств, наименьшей стабильности в области вязкости. Главное достоинство – низкая стоимость.
  2. Синтетические масла, дополненные различными присадками. Являются наиболее качественными. Современная «синтетика» отличается универсальностью. Хорошо приспосабливается к температурным режимам и эксплуатационным условиям, подходит для разных моторов. Самые дорогие из всех видов моторных масел.
  3. Полусинтетические. Полусинтетические или частично синтетические смазочные материалы близки по характеристикам к «синтетике». Компромиссный вариант между дорогими и качественными маслами (синтетическими) и самыми дешёвыми (минеральными).

Не рекомендуется смешивать разные типы автомасел между собой. При покупке машины на вторичном рынке и отсутствии информации от предыдущего владельца о виде используемого расходного материала, необходимо промыть смазочную систему и залить новое смазку.

ГОСТ 17479.1-2015

Госстандарт распространяется на «расходники», выпускаемые для легковых машин, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой техники. В зависимости от характеристики кинематической вязкости, делит моторное масло на 3 основные категории:

  1. Летнее масло. Предназначены для работы при температуре окружающей среды выше нуля градусов Цельсия. Не способны запустить двигатель в холодное время года.
  2. Для зимы. Имеют более жидкую консистенцию по сравнению с летними смазочными материалами. Предназначены для старта силовой установки при низких температурах на улице. Теряют первоначальные эксплуатационные свойства в жаркую погоду, становясь чересчур жидкими, что препятствует созданию плотного и тягучего смазывающего слоя.
  3. Всесезонное. Наиболее универсальная смазка, популярная и востребованная среди автолюбителей. Способна выполнять основные функции при различных температурах на улице.

Буквенно-цифровое обозначение, нанесённое на упаковку товара и соответствующее Госстандарту 17479.1-2015, состоит из нескольких знаков.

Буква «M» указывает на назначение расходного материала (моторное масло) и ставится перед остальными символами. Следом идут цифры, обозначающие параметр кинематической вязкости. Последний символ (прописная буква) указывает на принадлежность масла к той или иной группе, в зависимости от особенностей эксплуатации.

В кодовом обозначении может находиться дополнительная буква «з». Ставится после первой цифры. Указывает на использование специальных присадок, предназначенных для улучшения показателя вязкости (сгущения) масла.

Для примера

Обозначение М-6-Б₂, соответствующее ГОСТ 17479.1-2015, расшифровывается следующим образом: масло с шестым классом вязкости, моторное, для малофорсированных дизельных двигателей.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Отличие «минералки» от «синтетики»

Минеральное масло (на сленге автолюбителей «минералка») получается из нефти посредством перегонки (дистилляции) и специальной очистки. Такое масло дешевле синтетического по причине более экономичного производства.

Синтетическое масло (по-народному «синтетика»), получаемое с помощью глубокой переработки нефтепродуктов, имеет усовершенствованные и более стабильные качества:

  • большая текучесть, позволяющая сокращать расход топлива и увеличивать мощность двигателя за счет уменьшения трения;
  • химическая стабильность во время всего активного цикла;
  • испарение масла происходит при больших температурах, что сводит к минимуму перегрев движка;
  • быстрое прокачивание даже при низких температурах, что уменьшает нагрузку на движок при любых температурных показателях за бортом автомобиля.

Чтобы сохранить свойства «синтетики» и цену «минералки», производители нашли компромиссное решение — полусинтетические масла. Они получаются путем смешения «минералки» с базовыми компонентами «синтетики».

Читать еще:  Растворитель или уайт спирит что лучше?

Выбор масел по классификации ACEA

Классификация моторных масел по ACEA используется, в основном европейскими автопроизводителями. Она предполагает разделение смазочных масел по уровню эксплуатационных свойств для бензиновых и дизельных двигателей.

В этом стандарте не действует правило «чем новее, тем лучше». Так например, масла A5/B5 обладают более высокими эксплуатационными характеристиками, чем A3/B4, однако, из-за высокого содержания сульфатной золы и фосфора, не могут использоваться в новых экологичных двигателях, оснащенных непосредственным впрыском топлива, многоступенчатыми катализаторами и сажевыми фильтрами.

Что такое синтетическое масло?

При длительном использовании качественного синтетического масла двигатель как новый

Некоторые современные двигатели требуют использования синтетических масел, так как последние содержат меньшее количество примесей. Возможность использования «синтетики» будет варьироваться от двигателя к двигателю, так что еще раз взгляните на руководство вашего автомобиля или свяжитесь с дилером, чтобы уточнить этот вопрос. Все верно, не всегда синтетическое масло в двигателе автомобиля- это хорошо.

Существует два основных типа «синтетики». Полностью синтетические масла предлагают максимальную защиту для современных двигателей. Полусинтетические масла содержат смесь синтетических и минеральных масел, это второй распространенный тип.

Виды смазки

Чтобы лучше понимать все тонкости в деле выбора моторного масла, давайте для начала рассмотрим базовую основу всех машинных масел. Такая основа бывает:

  • синтетической.
  • Минеральное масло, называемое автолюбителями «минералкой», получают за счет дистилляции и очистки нефти.

    Синтетическое масло, именуемое водителями «синтетикой», получают путем синтеза газов.

    Полусинтетическое масло, или так называемая водителями «полусинтетика», возникает в результате смешивания в рассчитанных частях синтетических и минеральных масел.

    Гидрокрекинговое масло, подобно минеральному, тоже делается из нефти, но оно проходит довольно сложную процедуру обработки и поэтому по своей структуре становится похожим больше на синтетическую субстанцию, нежели на «минералку».

    Далее проанализируем подробно все перечисленные разновидности масел, а также учтем их плюсы и минусы, чтобы понимать, какое масло лучше заливать в двигатель.

    Минеральное масло

    Его еще называют нефтяным, поскольку получают такую жидкость непосредственно из нефти. Для производства такого масла применяют метод перегонки или способ рафинирования. Дополнительно оно подразделяется на:

  • ароматическое.
  • Эти подтипы отличаются друг от друга составом углеводородов, которые представляют основу, но если говорить о смазке, то для этого эффективнее всего предпочесть масло на парафиновой основе: оно обладает более качественными вязкостно-температурными характеристиками.

    Главным достоинством минерального масла считается относительно невысокая цена. Однако тем, кто привык экономить, необходимо понимать, что служит оно недолго, и его придется чаще менять. Опыт показывает, что масло на минеральной основе зачастую применяется для агрегатов, функционирующих в щадящем режиме. Лишь на таких условиях залив масла в двигатель не доставит агрегату проблем.

    Синтетическое масло

    Оно получается в процессе сложнейшего синтеза определенных химических соединений и благодаря этому может надолго сохранять полученное качество. И это выражается, прежде всего, в пониженной вязкости.

    Стабильные свойства, а также немалый срок службы свидетельствуют о неизменном качестве синтетического масла, а причина в том, что оно в процессе работы ДВС не слишком сильно окисляется. Вот почему синтетические масла не только считаются самыми качественными, но и стоят гораздо дороже даже самых качественных минеральных масел.

    Полусинтетическое масло и гидрокрекинг

    Смазочные материалы этой категории занимают среднее положение между дешевой «минералкой» и дорогой синтетической жидкостью. Рассмотрим полусинтетические виды смазки.

    Их производят за счет перемешивания синтетической и минеральной основ. Такое решение в разы повышает рабочие характеристики минеральных продуктов, позволяя при этом оставлять стоимость довольно приемлемой.

    Гидрокрекинг – уникальная технология обработки минерально-нефтяной основы. В результате такой обработки натуральная молекулярная структура масла становится искусственной. Иначе говоря, гидрокрекинг значительно отличается от простой «минералки», а по своему качеству становится тождественным «синтетике».

    Сам процесс гидрокрекинга заключается в своеобразном «выравнивании» углеводородных соединений за счет перемещения атомов, когда в итоге получаются изомеры. Главным достоинством этих масел считается их более высокие показатели по сравнению с «синтетикой» и сравнительно низкая цена.

    Главный недостаток гидрокрекинга — относительно скорое старение. Иначе говоря, такое масло слишком быстро теряет нужные свойства.

    Нормальное давление масла в двигателе автомобиля

    Одним из наиболее распространенных вопросов наряду с выбором моторного масла является определение его уровня давления в двигателе.

    Как правило, на многих современных моделях автомобилей отсутствуют специальные приборы с выводом данных о давлении на приборную панель – предусмотрен только экстренный сигнал оповещения в виде лампочки.

    Самостоятельно проследить за изменениями давления без непосредственной проверки двигателя практически невозможно.

    Выбор качественного смазочного материала – еще не весь процесс подготовки автомобиля к новому сезону. Важно знать, какое давление масла должно быть в двигателе, дабы обеспечивать его бесперебойную работу. Показатель этот во многом зависит от самого двигателя: количества лошадиных сил, цилиндров и клапанов, используемого вида топлива.

    Читать еще:  Вариатор или автомат что лучше?

    Для холостых оборотов средняя норма – порядка 2 бар, для высоких – от 4,5 до 6,5 бар. Впрочем, подобная информация расписана в каждом руководстве по эксплуатации и технической документации к автомобилю.

    На какие категории и характеристики следует обращать внимание при выборе

    Проще всего подбирать моторную жидкость, ориентируясь на рекомендации производителя транспортного средства. Они обычно указываются в руководстве по эксплуатации.

    Температурно-вязкостные параметры (SAE)

    Зависимость вязкости моторного масла от значений на термометре относится к наиболее важным критериям выбора продукта.

    Сегодня все производители придерживаются стандарта, утвержденного американской ассоциацией автоинженеров — SAE. Именно он регламентирует вязкость и текучесть жидкости.

    Выпускается три вида моторного масла: зимнее, летнее и всесезонное. Наибольшую популярность завоевала смазка последнего типа, которую можно использовать круглый год. Она имеет аббревиатуру SAE *W-**, где на месте * указываются цифры, определяющие вязкость. Более низкое значение, указанное перед литерой W, означает меньшую вязкость смазки при отрицательных температурах. Это обеспечивает облегченный запуск силового агрегата в морозы и лучшую прокачиваемость жидкости по системе смазки. Вторая цифра (после литеры W) определяет вязкость при высоких температурных значениях. Чем она выше, тем лучше смазывается мотор в жару.

    Стандарт API

    Классификация, разработанная американским институтом нефти, разделяет моторные жидкости по эксплуатационным характеристикам и транспортным средствам, в которых их разрешено использовать.

    Индекс S применяется для смазки, которая может быть залита в бензиновые двигатели. Литера C определяет применимость масла для дизельного двигателя. Если не запрещается использовать жидкость в обоих типах силовых агрегатов, допуск обозначают, например, следующим образом: API SJ/CF.

    Расшифровка обозначений по стандарту API приведена в таблице:

    Кроме перечисленных классификаций, при выборе моторного масла рекомендуется обращать внимание на некоторые другие характеристики.

    Зольность

    В смазочные жидкости добавляются моющие, антиокислительные, противокоррозийные, антипенные, противоизносные и другие присадки. Они значительно улучшают характеристики готового продукта. Однако при сгорании топлива остаются неорганические остатки, которые не удаляются системой самоочищения. Эти шлаки влияют на эксплуатацию разных типов транспортных средств. Высокая зольность (содержание серы, фосфора и металлов) чревата появлением отложений в моторе и выхлопной системе.

    В зависимости от содержания золы моторные смазки разделяются на три категории:

    • малозольные;
    • среднезольные;
    • полнозольные.

    Малозольное масло можно заливать в современные силовые агрегаты, оснащенные сложными системами нейтрализации выхлопов, что позволяет минимизировать токсичность этих газов. Показатель зольности строго не регламентируется. В зависимости от того, к какому классу относится смазка, он может быть разным. Например, для категории ACEA С3 допустим уровень, не превышающий 0,8 %.

    В современных авто, оборудованных многокаскадной очистительной системой, необходимо использовать масло с минимальным содержанием металлов, фосфора и серы. Поэтому возникает вопрос о целесообразности применения в нем щелочных присадок. Но именно их, имеющих в составе разные металлы, необходимо вводить для повышения моющих качеств масла. В последнее время стали применяться присадки, произведенные из органических компонентов. Однако они отличаются плохой стойкостью к воздействиям и дорого стоят.

    Полнозольное моторное масло характеризуется прекрасными моющими способностями, оно обеспечивает лучшую защиту от износа, но при сгорании топлива в камере появляется гораздо больше загрязнений.
    При выборе масла важно обращать внимание на состояние авто и его техническое оснащение. Например, в транспортных средствах с большим пробегом малозольная смазка долго не прослужит, тогда как жидкость с большим содержанием металлов станет оптимальным вариантом.

    Щелочное число

    Окись, образующаяся во время эксплуатации мотора, оказывает негативное воздействие на его металлические элементы, разрушает структуру уплотнителей. Продукты термического разложения смазки, оседая на поверхность деталей двигателя, загрязняют его, что может привести к перегреву. Добавляемые в масло детергенты повышают щелочное число смазки и не позволяют образовываться шламу. Поэтому на этот показатель также следует обращать внимание. В масле, заливаемом в бензиновые агрегаты, щелочное число должно варьироваться в пределах 7. 8 мгКОН/г (для нефорсированных моделей). Дизельные моторы обычно эксплуатируются в более тяжелых условиях, поэтому желательно, чтобы этот показатель превышал 9 мгКОН/г.

    Содержание серы

    Количество этого элемента (массовая доля) в смазке зависит от качества сырья и технологии его очистки. Сера негативно влияет на работоспособность силового агрегата. По ее содержанию можно сделать вывод о типе базового масла и виде присадок. Если содержание превышает 0,5%, то с большой долей вероятности можно констатировать, что в качестве базового сырья использовалась минеральная основа.

    Выбирая смазку для мотора, необходимо в первую очередь ориентироваться на требования завода-изготовителя. Однако состояние автомобиля, его возраст, степень износа двигателя, а также условия эксплуатации техники имеют не меньшее значение.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: