Как быть при полном разряде АКБ автомобиля
В процессе работы аккумуляторы изнашиваются и выходят из строя. Что же может ускорить процесс, который приведёт к констатации печального факта: аккумулятор вашего автомобиля полностью разрядился?
- повышенная температура – причина коррозии пластин, в результате чего обедняется их активное покрытие и истощается электролит;
- электрические перегрузки – оставленные включёнными на время длительной стоянки сигнализация и телефон, простаивание в пробках в зимнее время при работающих одновременно фарах, вентиляторе, обогревателе заднего окна и стеклоочистителях забирают больше энергии, чем производит генератор. Много энергии потребляют также компрессоры для подкачки шин, стоп-сигналы, мощная аудиосистема.
- вибрация – «болтанка» медленно, но уверенно стряхивает активное вещество из пластин аккумулятора, поэтому особенно важно хорошо и прочно его закрепить;
- плохой уход. АКБ должна содержаться в идеальной чистоте – нужно следить за чистотой клемм и корпуса, регулярно их протирать и следить за уровнем электролита. При повышенной плотности электролита пластины будут быстро разрушаться, а при пониженной – происходит их сульфатизация, поэтому электролит станет замерзать при минусовых температурах.
Рекомендуем также почитать статью о видах аккумуляторов для автомобилей.
Как же запустить аккумулятор после глубокого разряда? И будет ли он нормально работать? Если подойти серьезно к проблеме, то можно. Прежде всего необходимо очистить пластины от вредоносной соли. И, сделать это необходимо, как можно быстрее.
Если кристаллизация сильная, ее надо удалять физически:
- Вынуть пластины из конструкции и очистить от корочки с помощью острого предмета. Когда верхний слой будет снят, можно использовать мягкую нождачную бумагу. Чтобы максимально снять соль. Проблема в том, что вынуть пакет с пластинами будет очень сложно. Придется разрезать корпус батареи. И работать с каждой отдельной пластиной до тех пор, пока она не очистится.
- Залить электролит.
- Поставить батарею на зарядку.
Это способ реально трудоемкий и долгий. И, не факт, что восстановится полноценный заряд. Для облегчения процедуры можно использовать специальные десульфаторы для пластин. Это химикаты, эффективно разъедающие соль. Пластины полностью помещаются в химический раствор и оставляются в нем до полного очищения. Отзывы об этом варианте разные: кому-то помогло, другие против такого метода.
Специальный десульфатор для пластин
Коротко о строении
Аккумулятор (как мы уже не раз говорили) состоит из пакетов свинцовых пластин (это минусовые) и пакетов диоксида свинца (это плюсовые), между ними пролагается специальный диэлектрик, который не дает пластинам перемыкать. Такие «наборы» погружаются в кислотный электролит (35% серной кислоты + 65% дистиллированной воды), после чего они готовы накапливать заряд. Всего таких разделов 6 штук или как их называют банок. Каждый из разделов дает напряжение примерно в 2,1 Вольта, если перемножить на «6» — вот вам и 12,6 – 12,8Вольта.
Само строение очень прочное, но слабым звеном в этой цепочке является электролит, а в частности серная кислота. Именно из-за нее и происходят частые выходы из строя аккумуляторов при глубоких разрядах.
А вот вторая составляющая, дистиллированная вода, косвенно способствует выходу из строя при перезаряде! Потому как:
- Начинает кипеть, а соответственно температура внутри банки – повышается, что негативно влияет на пластины, они попросту могут осыпаться.
- Имеет обыкновение испаряться, что уменьшит емкость АКБ, и негативно скажется на пластинах.
Какие АКБ не боятся глубокого разряда
В настоящее время можно выделить автомобильные аккумуляторы, которые действительно не боятся возможного глубокого разряда. Если говорить о том, какие именно эти «бесстрашные» АКБ, то тут внимание акцентируют на технологиях GEL и AGM.
Именно в их случае потеря заряда не будет критичной, и после зарядки АКБ смогут нормально функционировать ещё не один год.
Эти аккумуляторные батареи не боятся разрядки, поскольку здесь электролит используется не в жидком агрегатном состоянии, а в виде геля (GEL), либо в виде запечатанной в матах из стекловолокна жидкости.
Именно из-за этого соли практически не могут оседать на поверхностях пластин. Но и здесь полностью избавиться от возможной сульфатации не удалось. Просто количество циклов заряда–разряда, при котором сульфатация реально даёт о себе знать, увеличено в несколько раз.
Почему аккумулятор разряжается сам собой? Разбираемся с током утечки
Многим знакома такая ситуация: машина два-три дня стоит на улице без движения, а при попытке в неё сесть и куда-то на ней уехать вместо бодрого звука вращения стартера слышны только щелчки обгонной муфты или не слышно вообще ничего. Сел аккумулятор. С чего бы? Почему он разряжается сам по себе? И что теперь делать: бежать за новым, заряжать этот, звонить другу или брать помощь зала?
По капельке по маленькой
Простые времена кончились давно. Приблизительно в ту светлую эпоху, когда автомобили обзавелись электронными устройствами в виде магнитол, иммобилайзеров, охранных систем, навигаторов, радар-детекторов и прочих штучек, работающих от бортовой сети. И ещё не забываем про, например, электронные блоки управления двигателем, коробкой и другими узлами, которые тоже расходуют ток. Часть этих устройств потребляет электричество даже тогда, когда машина заглушена. Потребление у них маленькое и разрядить быстро АКБ не может. Но бывают три классические ситуации, когда потребление тока становится больше, чем надо.
Первая причина, по которой потребление тока становится слишком большим, это неправильная установка части этих устройств. Ту же саму магнитолу можно установить так, что она работать будет, но при этом где-то что-то будет замыкать. Про сигнализацию вообще молчу – там можно натворить очень много бед.
Вторая причина – обычная рассеянность. Можно забыть, что, например, нужно выключать свет в салоне или вытаскивать из прикуривателя видеорегистратор. Не все машины умеют «предупреждать» о невыключенном свете и отключать питание на прикуриватель после выключения зажигания. Впрочем, это не совсем наша ситуация.
Ну и третья причина – неисправность в цепи устройства или самом устройстве. Классический пример: горящая лампочка подсветки багажника. Вроде бы всё работает, но после двух-трёх дней простоя запустить мотор, может быть, уже не получится: если АКБ не совсем свежая, она за это время разрядится сильно. Кроме того, у старых автомобилей утечка может расти по причине не вполне исправной проводки. Где-то она потёрлась, где-то поплавилась, куда-то слазили кривые руки электрика дяди Васи… Причин много, а следствие одно – рост тока утечки и севшая АКБ. Так как узнать, всё ли в порядке с этим током на машине и что делать, если он слишком высок?
Ток против мультиметра
Единственный инструмент, который нам понадобится в работе, это мультиметр. Причём я использовал совсем не топовый инструмент, а какую-то балалайку за 140 рублей, которая способна показывать на экране циферки. Профессиональному электрику такой, наверное, не подойдёт, а нам, криворуким, самое то. Потому что в ходе нашей сегодняшней работы по неопытности мультиметр можно сжечь. Как это сделать (а точнее, не сделать)? Легко.
Итак, наша задача – замерить ток, который потребляет автомобиль в «режиме спячки». Для этого переводим мультиметр в режим изменения тока, в нашем случае – на 10 А. В нашем китайском мультиметре это максимально допустимый ток. Если ваш мультиметр покруче нашего (что, в общем-то, несложно), лучше поставить 20 А. Дело в том, что мультиметр надо включить в цепь, и через него пройдёт весь потребляемый ток. Ток утечки должен небольшим – максимум 80-90 мА, но в момент подключения мультиметра в разрыв цепи через него пройдёт ток всего электрооборудования, которое включится после замыкания цепи. Ток может доходить до 15 А и только через несколько секунд опускаться до нормы. Но этих нескольких секунд вполне достаточно, чтобы сжечь если не весь мультиметр, то хотя бы его предохранитель (если он есть).
Поэтому не слушайте тех, кто предлагает просто скинуть минусовую клемму и воткнуть в разрыв мультиметр, накинув один его провод на клемму АКБ, а второй – на снятый с клеммы провод. Конечно, по схеме подключение таким и должно быть, но лучше делать в несколько иной последовательности. А именно – один провод мультиметра подсоединить к клемме, второй – к проводу на этой клемме, и только после этого снять провод с клеммы АКБ. Таким образом можно избежать скачка тока в момент включения в цепь мультиметра.
Кроме того, этот способ позволяет избежать ещё одного неприятного момента: так как фактического разрыва цепи не происходит, нет необходимости проводить все операции с машиной, которые необходимы после отключения АКБ: настраивать магнитолу, время, работу стеклоподъёмников и проводить прочие адаптации.
Третий положительный момент – не надо ждать, пока «устаканятся» показатели тока утечки. Если разорвать цепь, а потом в разрыв включить мультиметр, первые минуты потребляемый ток будет большим из-за большого количества потребителей, которые возвращаются к жизни. «Проснётся» ЭБУ, начнут заряжаться конденсаторы, может начать работать климат-контроль (хотя бы самодиагностироваться или вращать заслонками), и как раз тут ток будет завышенным. И тогда придётся ждать, пока системы успокоятся. До полного «засыпания» электроники в сложных автомобилях может пройти и полчаса. А ждать полчаса – это скучно.
Идеально – это открыть капот, подключить мультиметр, зажать концевой выключатель капота, имитируя его закрытие, поставить машину на сигнализацию и ждать, что покажет мультиметр. В этом случае ток утечки будет ровно таким, какой он есть в то время, пока вы спите, а какая-то неисправность пожирает зарядку аккумулятора. Но обычно достаточно просто увидеть цифры, которые покажет мультиметр после пары минут работы в цепи. И кстати, не обязательно подключаться к минусовой клемме. Можно включить мультиметр и между плюсовой клеммой и её проводом, что я и сделал: доступ к минусу на конкретном автомобиле затруднён.
О чём говорят цифры?
Значение нормального тока утечки может заметно отличаться в зависимости от марки и комплектации автомобиля. Чем больше потребителей бодрствуют, тем больше будет ток. Какой-то одной цифры нормального тока нет. Я бы советовал придерживаться таких порядков: бюджетные автомобили – до 50 мА, средний несложный автомобиль – до 70 мА, автомобиль со сложной электроникой – до 100 мА. Само собой, и цифры, и деление машин несколько условны, но точнее сказать трудно. Если Киа Рио или Хёндэ Солярис ест больше 50 мА – есть повод искать утечку. Хотя если в нём стоит спутниковая сигнализация… Ладно, шучу.
Допустим, мультиметр показывает около 40 мА (как это получилось в нашем случае). Это абсолютно нормальный показатель. Можно возвращать клемму на место, убирать мультиметр и спать спокойно дальше.
Если мультиметр показывает слишком большой ток, нужно искать, что его там в машине потребляет. Для этого нужно выполнить всего одну нехитрую операцию: открыть блок с предохранителями и вытаскивать их по очереди, наблюдая за показаниями мультиметра. Если при одном вытащенном предохранителе ток утечки сильно снижается, значит, в цепи этого предохранителя и находится тот баловник, который поедает зарядку АКБ. Ну а дальше осталось проверить цепь и потребители проблемной сети. Если не знаете, что за предохранитель оказался у вас в руках, посмотрите на обратную сторону крышки предохранителей – на ней обычно бывает их схема.
Что не так?
В общем-то, на этом проверка тока утечки заканчивается. Но было бы неправильным не сказать об ещё одной вещи. Что делать, если утечку найти не удалось, а АКБ всё равно утром севший?
В первую очередь придётся проверять работу генератора. Вполне вероятно, что никакой запредельной утечки нет, а причина садящегося аккумулятора кроется в его обычном недозаряде. Кроме того, никаких предохранителей в цепи генератора обычно не бывает, так что замер тока утечки ничего в этом случае не даст. Поэтому переводим мультиметр в режим вольтметра, измеряем напряжение на клеммах АКБ, затем смотрим напряжение на клеммах после пуска мотора. Если там с работающим мотором и без включенных потребителей остаются все те же унылые 12-13 вольт, генератор пора ремонтировать.
Правда, если у него близок к концу диодный мост, без нагрузки он может показывать нормальное напряжение, а вот под нагрузкой сильно просаживаться. Но диагностика генератора с помощью мультиметра – это уже совсем другая история. Скучная, простая и тысячу раз разжёванная.
Этапы восстановления аккумулятора
Ниже будет рассмотрено несколько методов, как реанимировать аккумулятор автомобиля. Обратите внимание, что они универсальны, но все же не дают 100% результата.
Иногда (если пластины окончательно разрушены) восстановление может не сработать.
Подготовка
Не пропускайте подготовительный этап!
Перед тем, как реанимировать старый аккумулятор автомобиля, необходимо убедиться в его потенциальной работоспособности.
Если причина поломки в повреждении корпуса – чинить его бесполезно.
Сначала хорошенько промойте поверхности. Клеммы можно промыть с растворителем, если на них есть нагар. Корпус вымыть мыльной водой или средством для стекол. Чем меньше пыли, тем легче будет в дальнейшем работать.
Осмотрите корпус на трещины. Если они есть – значит ремонт делать не нужно. Электролит просто будет вытекать и заливать автомобиль изнутри.
Теперь проверьте наличие электролита в банках. Если его нет хоть в одном из них окошек – долейте.
Кстати, будет не лишним просветить фонариком в банки и осмотреть сульфитацию. Если пластины покрошились – можно не продолжать.
Если все в порядке, пора узнать, как восстановить аккумулятор автомобиля в домашних условиях.
Классический способ
Для начала попробуйте стандартный способ восстановления емкости АКБ автомобиля. Понадобится только ЗУ и галогенная лампа для нагрузки.
Восстановление аккумуляторной батареи происходит в 3 этапа:
- Сначала поднимите емкость аккумулятора до 14 вольт на малых токах. Обратите внимание, что процесс может занять сутки-двое. Не стоит пугаться, это нормально.
- Теперь подключите лампочку в качестве нагрузки и разрядите АКБ до 10,6 вольт. Процесс тоже долгий, но заметно быстрее. Кстати, когда будете замерять напряжение – нагрузку не снимайте.
- Повторите процедуру 3-4 раза.
Итак, восстановление аккумулятора автомобиля окончено и осталось зарядить его полностью.
Если работает – отлично, продолжайте ездить.
Если нет, то попробуйте следующий способ.
Переполюсовка
Считается, что так получится восстановить любой автомобильный аккумулятор, даже отработавший 4-5 лет. На практике метод работает в 90% случаев, что тоже много. Состоит процедура из 3 шагов:
- До того, как оживить АКБ – его нужно «убить», то есть добиться полной разрядки. Подключите лампу к батарее и посадите его в ноль. Галогенка потухнет где-то через день, но АКБ еще не разряжен. Оставьте ее на 2 суток подключенной.
- Теперь поменяйте полюса. Подключите минус ЗУ к плюсу, а плюс к минусу. Чтобы зарядка не «ушла» в защиту, последовательно установите ту же галогенку. Заряжать батарею нужно низким током (около 5% от емкости). Когда напряжение поднимется до 5-6 вольт, лампочку можно убрать. Не пугайтесь, если электролит будет шипеть и бурлить – это нормально.
- Когда батарея полностью заряжена, полюса на клеммах будут обратными, поэтому их нужно поменять обратно. Посадите АКБ в ноль с помощью лампочки и зарядите с правильной полярностью. Можно ли не менять полюса обратно? Да, но тогда можно запутаться самому.
Восстановленные аккумуляторы для автомобилей таким образом служат неплохо еще 2-3 года. Процедура АКБ никак не вредит.
Если у вас не получился фокус с переполюсовкой, то ремонт аккумуляторных батарей нецелесообразен. Впрочем, отчаиваться не стоит и починить севшие АКБ от авто можно другими способами.
Почему глубокий разряд вреден для аккумулятора
Ответ прост – на разрядившемся аккумуляторе и положительные, и отрицательные пластины покрываются толстым слоем сульфата свинца, который, контактируя с анодным и катодным материалом (в случае анода это диоксид свинца, катода – чистый свинец), разрушает его. Пластина осыпается, и чем дольше АКБ пребывает в разряженном состоянии, тем активнее происходит этот необратимый процесс. Быстрая зарядка способна преобразовать сульфат свинца обратно в серную кислоту, обычно так и происходит, но при глубоком разряде можно просто не успеть принять необходимые меры, и такая батарея подлежит утилизации.
Тщательная проверка автомобиля
Многие автомобили в наше время оснащены бортовым компьютером. Естественно, что он тоже потребляет энергию в тот самый период времени, когда в машине никого нет и она припаркована. Однако ему (компьютеру) требуется совсем немного тока — для него достаточно и 50 миллиампер в час, хотя есть и такие бортовые компьютеры, которые потребляют еще меньше энергии. Чтобы не теряться в догадках каждый из автомобилистов может сам лично открыть руководство по обслуживанию бортового компьютера и посмотреть в нем, сколько именно миллиампер в час он расходует. Но как бы оно там ни было данное устройство не способно само по себе разрядить АКБ в машине.
Найти другие устройства которые отвечают за утечку тока в машине вам поможет мультиметр. Стоит он совсем недорого, где-то около 20 долларов США. Но прежде чем измерить им потребляемое устройствами количество тока, необходимо полностью зарядить АКБ (аккумуляторную батарею). Затем надо отключить все приборы и плотно закрыть все двери в машине. После всего этого необходимо открыть одну дверь в машине со стороны водителя. В некоторых моделях автомобилей при совершении данного действия тут же включается топливный насос, который тут-же впрыскивает топливо в двигатель, чтобы он побыстрее завелся. На этот процесс расходуется более 100 миллиампер тока.
Также потреблять ток могут и энергоемкие кабели подключенные непосредственно к прикуривателю. Как правило, это зарядные устройства от мобильного телефона, от планшета, от GPS-навигатора и т.п. устройства Даже если они полностью отключены от такого кабеля, то штекеры в них по-прежнему продолжают потреблять небольшое количество миллиампер тока. При этом у некоторых автомашин в самом багажнике распологается стерео-усилитель, который также рекомендуется на время отключить. Необходимо повыдернуть в блоке машины и сами предохранители.
Правда здесь стоит учесть один из моментов — некоторые бортовые компьютеры и противоугонные системы после вынужденного отключения требуют ввода специального кода. Обычно таковой указан в руководстве пользователя. Но, если его там нет, то водителю придется обращаться уже к официальному дилеру. Так что друзья помните, прежде чем вынимать предохранители из блока, которые отвечают непосредственно за работу данных систем, вам необходимо узнать заранее спец.код, если конечно таковой имеется.
Но чтобы по истине докопаться до основных причин утечки тока вам придется провести некоторые измерения амперметром на самом высоком диапазоне. Он должен достигать 10 либо 20 ампер в час. При этом не стоит заводить двигатель или включать фары машины, так как они могут вас сбить с толку ввиду того, что потребляют большое количество номинальной мощности. Если прибор амперметр не фиксирует никаких утечек, то вам следует уменьшить данный диапазон до 2 ампер или до 200 миллиампер в час. Здесь уже ни каких осечек быть не должно. Амперметр обязательно зафиксирует («отловит») те устройства, которые «воруют» в машине ток. Вместе с тем вам друзья не стоит торопиться с окончательными выводами. Вот к примеру, та же сигнализация или система автоматической регулировки яркости продолжают потреблять энергию в течении 20 минут после их выключения, так что наберитесь терпения и ждите.
И так, Вам удалось узнать какое количество тока перерасходует аккумулятор в то самое время, когда машина стоит на парковке. Теперь вам осталось выявить те самые устройства, которые провоцируют его утечку. Для этого вам необходимо, опять же, начать вытаскивать один за другим предохранители. Только не спешите друзья и запоминайте те именно гнезда на которых они торчат (находятся), чтобы впоследствии не путаться при возвращении их на прежнее место.
Наконец Вам удалось выявить те основные устройства, которые «крадут» ток у аккумулятора. Но на этом проверка еще не закончена. Возможно и скорее всего существует еще множество разных причин разрядки АКБ. По отдельности они совершенно безобидны, но вот в общей совокупности они могут напрочь «убить» аккумуляторную батарею.
Чтобы выявить эти мелкие причины вам потребуется создать небольшую электрическую цепь и подключить к АКБ машины дополнительные аккумуляторные батареи. При этом необходимо сохранить преемственность через перемычки, чтобы хомут обеспечивал хороший контакт зарядки. Впрочем это ненадолго, далее надо удалить этот предохранитель и использовать провода мультиметра, которые оснащены перемычкой клеммы с предохранителем. После этого вам потребуется отключать все эти устройства от цепи по одному за раз. В завершении вы должны проверить счетчик. Если напряжение в цепи резко падает, то из этого следует, что Вам удалось обнаружить создавшуюся проблему. Таковая может заключаться в чем угодно, но сам наш опыт подсказывает, что ее могут спровоцировать определенные явления речь о которых пойдет ниже.
Автомобильная зарядка
Любители заряжать смартфон в автомобиле рискуют больше тех, кто использует неоригинальную зарядку.
Зарядка от прикуривателя – это очень нестабильный источник питания. Напряжение и сила тока может постоянно меняться, что негативно сказывается на батарее подключенного смартфона.
Не все модели зарядок будут оказывать пагубное влияние на аккумулятор, в основном к деградации батареи приводит большинство недорогих зарядок.
Главное, чтобы автомобильная зарядка оснащалась защитами и стабилизаторами от перепада напряжения.
Они есть во всех зарядках серьезных брендов и минимизируют возможность нанесения вреда аккумулятору во время зарядки в автомобиле.
Что делать: купить дорогую брендовую зарядку в авто, а лучше вовсе отказаться от такого способа подпитывать смартфон и пользоваться им лишь в крайних случаях.