Какой салонный фильтр лучше: угольный или обычный
Какой салонный фильтр лучше: угольный или обычный?
Салонные фильтры: сфера применения
Салонный фильтр – один из основных очистительных элементов, сферой применения которого является фильтрация воздуха салона автомобиля от загрязняющих частиц и отравляющих веществ, которые проникают через каналы воздуховодов вентиляционной системы. Так ли важна периодическая смена воздушных фильтров, и, если – да, то какой фильтр салона лучше? Ведь воздушные массы попадают в салон не только по каналам вентиляционных систем, но и через негерметичные щели в уплотнительной резине и в момент открытия дверей транспортного средства.
Интенсивное движение в плотном транспортном потоке при небольшой скорости образует высокий уровень концентрации вредных веществ и их соединений, опасных для жизни человека. Близкорасположенные к воздухозаборникам выхлопные трубы впереди идущего автотранспорта являются источником пыли, гари, сажи, окислов азота –предельные нормы допустимых показателей вредных веществ вырастают до 20 раз. Обычно салонный фильтр без проблем справляется с довольно крупными частицами. А вот какой фильтр – угольный или обычный – будет эффективно бороться с тем количеством вредных соединений, которая содержится в выхлопных газах? Именно эти химические соединения, попавшие внутрь салона автомобиля, являются инициатором систематических мигреней и головной боли, насморка, вызывают жжение и неприятные ощущения в глазах, способствуют развитию серьезных хронических заболеваний.
Обычно самый простой салонный фильтр эффективно борется с крупными частицами, однако не способен защитить от всего. Дорожные пробки способствуют повышению допустимой концентрации углекислого газа в десятки раз. Неэффективность обычных салонных фильтров в борьбе с этим соединением гарантирует, как минимум, легкое отравление. Отсутствие у водителей понимания устройства и основ работы салонного фильтра заставляет не тратить деньги на его покупку или замену. Меры по очистке, применяемые водителями к салонным фильтрам, не обеспечивают должного уровня личной безопасности.
Одним из угнетающе воздействующих на дыхательную систему человека является химическое соединение оксида азота. Кроме того, что городской смог сам по себе содержит высокий процент этого химического вещества. Обычные салонные фильтры, которые содержат в одном из слоев активированный уголь, способны задержать любые оксиды азотных соединений – это, несомненно, преимущество угольных фильтров. Но, с другой стороны, способность угольных фильтров к адсорбции соединений азота ухудшают эксплуатационные характеристики и эффективность работы таких фильтров.
Еще одним СДЯВ (сильно действующим ядовитым веществом) является токсичный бесцветный газ формальдегид. Он отличается резким характерным запахом. Однако высокая концентрация формальдегида в выхлопных газах – скорее, исключение, чем норма. С таким СДЯВ отлично справляются угольные салонные фильтры.
Существует еще порядка трёхсот комбинаций отравляющих химических веществ. Входящих в состав выхлопных газов. Независимо от того, какими химическими соединениями они представлены, все они довольно неплохо отфильтровываются угольными фильтрами.
Виды салонных фильтров, достоинства и недостатки
Салонные фильтры – явление сравнительно недавнее. Очистительные элементы раньше были представлены исключительно обычным противопылевым фильтром, однако не так давно появился фильтр воздушный угольный.
Конструктивные особенности и сфера применения обычного противопылевого фильтра
Такие фильтры представляют собой прямоугольные элементы воздушных систем, выполненные из волокон на основе синтетики или целлюлозы и покрытых гофрированной бумагой. Проходящий через каналы воздухозаборников воздух проходит через фильтр, успешно нейтрализуя пыль, копоть, грязь, сажу, пыльцу, тяжелые химические вещества и прочие аллергены и подается в климатическую систему. Дополнительная обработка хлором позволяет успешно бороться с некоторыми бактериями. Минимальный размер частиц, которые оседают на фильтре – 1 микрон. Синтетическое волокно создает напряжение, позволяющее притягивать мелкие частицы. Среди явных недостатков таких салонных фильтров – неспособность задерживать токсичныегазы и нейтрализовать неприятные запахи. Устройство противопылевого (обычного) фильтра представлено на рис. 1
Конструктивные особенности и сфера применения салонного угольного фильтра
Среди салонных фильтров угольный представляет собой инновационную форму обычного противопылевого фильтра. Он представляет собой многослойный расходник, каждый слой которого отвечает тот или иной тип загрязнения. Угольный фильтр состоит из:
- Фильтрата грубой очистки – первый слой, который задерживает крупнодисперсныевещества и мусор, содержащийся в поступающих воздушных массах.
- Микроволокно — второй слой угольного фильтра, он задерживает мелкие частицы, вредные для органов дыхания.
- Абсорбирующий активированный уголь является третьим слоем. Его способность к абсорбции позволяет устранять различные неприятные запахи, мелкодисперсную взвесь опасных и токсичных химикатов: окислы азотной и серной групп, соединения бензола, фенола и прочих групп. Такие соединения способны нанести непоправимый вред здоровью и классифицируются как канцерогены. Активированный уголь в составе угольных фильтров частично нейтрализует поглощенные СДЯВ.
Конструктивные особенности угольного фильтра представлены на рис. 2
Сравнительный анализ достоинств и недостатков обычных противопылевых фильтров и угольных фильтров представлено в таблице 1.
Таблица 1
Как распознать, что салонный фильтр неисправен и нуждается в замене
Признаки при которых необходимо сменить салонный фильтр в автомобиле:
- На ветровом стекле в салоне транспортного средства часто появляется конденсат
- В салоне автотранспорта появляются постоянные плоховыветриваемые неприятные запахи
- Нестабильная работа системы отопления салона транспортного средства: перегрев в летнее время, понижение температуры в зимнее время
- На приборной панели и внутренней поверхности лобового стекла. Несмотря на периодическую очистку, постоянно оседают частицы пыли
- Поток воздуха, поступающий в салон через систему вентиляции, отопления и кондиционирования, имеет слабый напор или отсутствует
Как часто салонный фильтр нуждается в замене
Для любой марки и модели транспортного средства существует Руководство пользователя по эксплуатации и техническому обслуживанию: в этом документе прописаны нормативы и периодичность замены салонного фильтра. Однако, в зависимости от нагрузки, салонные фильтры могут меняться чаще: необходимо отслеживать появление вышеописанных признаков. Кроме того, рекомендации изготовителей по замене салонных фильтров носят рекомендательный характер: очень часто реальный пробег фильтра не соответствует его состоянию. Рекомендации заводов-изготовителей автотранспортных средств не совпадают с реальностью: разброс пробега, после которого следует заменить салонный фильтр, составляет от 10 до 25 тысяч километров. Поэтому специалисты рекомендуют обращать внимание на условия эксплуатации автотранспорта и проявление одной из вышеописанных проблем: диагностика хотя бы одного пункта из вышеперечисленного списка является показателем того, что фильтр подлежит замене.
Так, в условиях использования автотранспорта в пыльной и загазованной среде влечет за собой более частую замену воздушного фильтра: грунтовые дороги, перегруженные автомагистрали и транспортные путепроводы города, смог мегаполисов — все эти факторы представляют собой большую нагрузку, которую испытывают салонные фильтры. Большая концентрация частиц дорожной пыли, выбросов химических веществ от промышленных предприятий и большого количества автотранспорта неизменно снижают пропускную и очищающую способность фильтров, ускоряя необходимость их замены.
Опираясь на тип материала, из которых изготавливаются воздушные салонные фильтры, так же можно рассчитать примерный срок полезного использования фильтра. Так, качественные материалы в фильтрах от проверенных и надежных производителей делают возможной эксплуатацию салонного фильтра в пределах 20-30 тысяч километров пробега, а подделка или некачественное изделие недобросовестного производителя не выработает и половину заявленного срока.
Даже самый хороший угольный фильтр по сроку полезного использования мало отличается от обычного противопылевого фильтра с единственной оговоркой: свойства активированного угля в условиях активной эксплуатации автотранспорта в тяжелых условиях истощаются через три-четыре месяца: фильтр по-прежнему будет задерживать крупные частицы, однако во внутреннем пространстве салона автомобиля будут присутствовать неприятные запахи.
Специалисты не рекомендуют повторное использование и чистку салонных фильтров: это не восстановит первоначальные свойства материалов, особенно актуальна такая рекомендация для угольных фильтров: внутренние химические процессы не поддаются восстановлению и не зависят от того, насколько чистый внешний слой фильтра.
Выводы
Отвечая на вопрос, какой салонный фильтр лучше, хочется отметить тот факт, что любой салонный фильтр – обязательный элемент внутренних систем, от которого напрямую зависит безопасность человеческого здоровья. Поэтому своевременная замена салонного фильтра – гарантия здорового микроклимата и профилактика возникновения легких и тяжелых недугов, связанных с отравлением химическими и токсическими веществами.
Выбирая салонный фильтр, необходимо сделать акцент на продукты от ведущих мировых производителей. Высокий ценовой сегмент таких фильтров – это необходимая плата за качественный и безопасный продукт, который эффективно выполняет заложенные в него функции и обычно значительно превышаю заявленный срок полезного использования.
Выбирая салонный фильтр, следует отдать предпочтение очищающим элементам последнего поколения: угольный фильтр лучше защищает от воздействия токсичных веществ.
Обычные фильтры
Для начала посмотрим на обычные типы салонных фильтров, которые называют пылевиками или противопылевыми фильтрами.
Самый простой вариант расходника, но остающийся очень популярным. Дабы определить, что лучше, стоит рассмотреть их особенности и характеристики.
Внешне противопылевые решения во многом напоминают угольные. Потому порой могут возникать сложности с тем, как отличить их друг от друга. Среди особенностей можно выделить следующие моменты:
- конструктивно имеют только один слой;
- основная масса производится в виде прямоугольного элемента;
- в основе расходника лежит целлюлоза или синтетическое волокно;
- обладают гофрированной структурой, то есть имеют ребристости;
- укладываются внутрь корпуса рядами.
Они пригодны для того, чтобы собирать на себе пыль, мусор, пыльцу растений, сажу и пр.
Еще стоит отметить, что некоторые производители используют специальную пропитку. Это позволяет им противостоять некоторым бактериям, препятствуя их проникновению в салон.
Обычный фильтр салона
Обычные салонные фильтры зачастую представлены в виде белого прямоугольника, внутри которого располагается большое количество рядов из очищающих компонентов. Изготавливают из на основе синтетических или целлюлозных волокон с применением гофрированной бумаги.
Стандартные автомобильные фильтры, предназначенные для очистки поступающего через воздуховоды воздуха, могут задерживать частицы пыли, сажи, растений и насекомых. В некоторых случаях фильтрующие компоненты предварительно обрабатывают при помощи хлора. За счёт такой обработки фильтр дополнительно справляется с некоторыми бактериями.
Если изготовить элемент из синтетических волокон, тогда появляется возможность пускать по фильтру электрический ток, тем самым притягивать мелкие частицы.
Стандартные воздушные фильтры для автомобилей обладают определёнными сильными и слабыми сторонами. К преимуществам относят:
- фильтрация мелкого и крупного мусора;
- минимизация вероятности образования конденсата;
- способность задерживать бактерии, насекомых и пыльцу;
- можно включать вентилятор, двигаясь в пробке и через туннели;
- низкая стоимость.
Обычный фильтр салона
Но не стоит забывать об очевидных недостатках. Явным минусом стандартного фильтра является его неспособность противостоять и задерживать неприятные посторонние запахи. Такая функция здесь отсутствует. Дополнительно стоит отметить тот факт, что эти элементы не защищают от проникновения внутрь автомобиля токсичных и вредных микроэлементов.
Салонный фильтр угольный или простой: что лучше
Существует два вида этого устройства – противопылевые модели («простые», «обычные») и угольные. Они немного отличаются друг от друга по конструкции, назначению и сроку службы.
Устройство
«Обычная» модель – это прямоугольная деталь из целлюлозы или синтетики, внутри которой параллельными рядами расположена фильтрующая бумага.
Угольные варианты – логическое продолжение простых, их усовершенствованные варианты. Они состоят из 3 слоев активированного угля, простеленного специальным волокном.
Назначение
«Обычное» устройство способно удерживать:
- уличную пыль;
- сажу и другие продукты горения;
- растительную пыльцу;
- некоторые химические соединения.
Некоторые производители обрабатывают волокна своих фильтров хлорсодержащим составом. Такие модели фильтров также нейтрализуют вредные бактерии. Другие модификации умеют снижать электростатическое напряжение воздуха в салоне. Это относится к фильтрующим устройствам, которые построены на основе синтетического волокна.
Каждый слой угольного фильтра имеет свое собственное назначение:
- 1 – «станция» грубой очистки, удерживающая мусор крупного размера;
- 2 – микроволокна, поглощающие более мелкие частицы;
- 3 – особый формованный активированный уголь с повышенными абсорбирующими свойствами, удаляющий неприятные запахи и летучие токсины различного происхождения.
Срок службы
Угольные модификации склонны к быстрейшему засорению и требуют замены примерно раз в 3-4 месяца, простые меняются 1-2 раз в год.
Другие параметры
Также следует учитывать простоту замены этой детали, но она зависит не от типа устройства, а от марки авто. В некоторых машинах эта операция связана с некоторыми трудностями. Однако в большинстве случаев замена выполняется самостоятельно и не требует специальных знаний или каких-то особых инструментов.
Срок службы фильтрующего элемента с активированным углем
В целом, эксплуатируется он примерно столько же, сколько и обычный целлюлозный. Правда, уголь истощается примерно через четыре месяца, даже если автомобиль мало эксплуатировался. Но даже в этом случае непосредственно фильтрующий элемент будет нормально работать, хотя уличные запахи в салон начнут пробиваться.
На срок полноценной эксплуатации будет влиять и плотность угольного наполнения. В основном она колеблется в пределах от 150 до 500 гр. на квадратный метр. К сожалению, не всегда производители подобных аксессуаров учитывают в полной мере требования автопроизводителей и мощность вентилятора. Поэтому не стоит всегда однозначно выбирать более толстый фильтрующий материал, так как воздухопроницаемость его может оказаться недостаточной.
Из-за этого эффективность систем кондиционирования и отопления может существенно снизится, а шумность, напротив, повысится. Чаще, правда, случается обратная ситуация, когда активный слой настолько тонок, что при высокой стоимости изделия не обеспечивает более качественной фильтрации по сравнению с дешевыми бумажными аналогами.
Устройство классического салонного фильтра
Если вы приобретете обычный противопылевой или антиаллергенный фильтрующий элемент, в коробке вы обнаружите синтетический или целлюлозный прямоугольник, состоящий из уложенных рядами на равном расстоянии горизонтальных пластин. Они очищают от пыли проходящий воздух, который затем направляется в климатическую систему.
Помимо пыли такой фильтр способен удерживать пыльцу растений, сажу и тяжелые химические соединения. Если фильтрующий элемент на стадии производства прошел обработку хлором, то и некоторые опасные бактерии он также сможет успешно нейтрализовать.
Где в автомобиле располагается?
Место расположения СФ зависит от транспортного средства. Как правило, фильтрующие элемент располагается на внутренней стенке вещевого ящика. В зависимости от конструкции авто, доступ к СФ можно получить либо путем демонтажа бардачка, либо снятия элемента со стороны моторного отсека. В основном процесс снятия фильтрующего компонента не вызывает трудностей. Обычно для этого достаточно только извлечь защитную накладку детали и демонтировать крепления, на которых она держится.
Но иногда СФ находится под панелью приборов и доступ к нему может быть затруднен, либо в моторном отсеке. В любом случае, все зависит от авто, поэтому узнать точно можно только ознакомившись с мануалом по эксплуатации транспортного средства. Также вы можете промониторить наш ресурс и поискать инструкцию по замене СФ конкретно для вашего авто.
Плюсы и минусы каждого вида
Пылевой, или как его еще называют, антиаллергенный фильтр выглядит как небольшой прямоугольник белого цвета, сделанный из целлюлозы либо синтетики с добавлением гофрированной бумаги. Кроме загрязнений и пыли, он способен обезопасить от распространения сажи, вредных химических элементов и растительной пыльцы. В некоторых моделях реализована опция притяжения микрочастиц за счет электрического напряжения. Вместе с тем, такое приспособление не может защитить от неприятных запахов и токсинов, хотя успешно борется с запотевшими стеклами и стоит сравнительно недорого.
Что касается угольных модификаций, то они состоят из множества слоев, поэтому выполняют широкий спектр опций, а именно:
- препятствуют распространению крупного и мелкого мусора;
- удерживают окиси серы и азота, фенолы, бензолы и т.д.;
- обеспечивают качество фильтрации воздуха порядка 95 процентов;
- нейтрализуют неприятные запахи.
Фактически единственным их недостатком является внушительная стоимость, хотя, когда речь идет о здоровье и безопасности, особого смысла экономить нет.
Какой лучше выбрать: угольный или обычный
По уровню защиты угольные фильтры заметно превосходят противопыльные аналоги. Однако многие автолюбители предпочитают не переплачивать за нахождение в фильтре угольного сегмента. Если необходимо, чтобы устройство защищало салон от пыли, мелких насекомых и прочих небольших частиц, то вполне подойдет бюджетный вариант. А вот если вы желаете, чтобы внутрь машины не проникали микроорганизмы и неприятные запахи, тогда вам обязательно нужно обзавестись многослойным угольным устройством.
Жителям больших городов необходимо защищаться от вредных выхлопов, и в этом может помочь лишь угольный фильтр. Уголь уменьшает концентрацию вредных элементов в воздухе в несколько раз. Выводы делайте сами.
Итак, из вышесказанного становится ясно, что угольный фильтр намного эффективнее обычного. Он может обеспечить надежную защиту не только от пыли, но и от микроорганизмов. Однако если у вас нет необходимости защищать салон от газов и запахов, то вы вполне можете ставить эконом вариант.