В каких случаях нет смысла ставить ГБО? Подскажем
В каких случаях нет смысла ставить ГБО? Подскажем!
Преимущества альтернативного типа топлива по достоинству оценили миллионы автомобилистов. Желающих установить газобаллонное оборудование с каждым днем увеличивается, вместе с ценой на классическое топливо. Однако бывают ситуации, когда в установке ГБО — нет смысла. Да, да, вам не показалось, бывает и такое!
В этой статье хочу поговорить о случаях, когда установка газобаллонного оборудования нецелесообразна, то есть не имеет смысла. Возможно, мои умозаключения помогут кому-то принять правильное решение, избежав ошибок и бесцельной траты времени и денег.
Небольшое отступление.
Ставить ГБО или нет — личное дело каждого, а еще это дилемма, над которой ломает голову очень много людей, среди которых в свое время был и я. У меня был старый автомобиль, который потреблял достаточно много топлива, если сравнивать с современными экономными авто. Дилемма заключалась в том: ставить газ или продавать машину. Сам автомобиль, в принципе, не доставлял никаких проблем, мотор работал как часы, кузов был без намека на ржавчину, ходовая чинилась своевременно, поэтому проблем особо и не было. Кроме одной — расход бензина. Увидеть расход я не мог, так как на панели не было такой опции, но по моим подсчетам он был примерно 10-11 литров на 100 км., но как выяснилось позже я его недооценивал. В сети нашел технические характеристики своего авто и просто обомлел, по паспорту расход топлива в городе составлял 13-14 литров и это на механике! Если добавить к этому то, что реальный расход всегда выше заявленного, а также тот факт, что у меня «автомат», а не «механика», то, думаю, можно получить цифру примерно 15-16 литров. Заправляясь регулярно, я особо не парился по поводу расхода, так как, во-первых, не знал его, а во-вторых, цена на бензин была приемлемой. Но когда цены начали стремительно расти, а доходы снижаться, я все чаще стал замечать, что машина «жрет» топливо литрами, а мои деньги пачками. Решение поставить газ стояло очень остро, но когда я задумывался об установке меня постоянно сбивало то, что машина старая, хоть и в хорошем состоянии, и ее в ближайшие годы все равно придется продавать.
В общем, чтобы долго Вас не мучить скажу прямо, газ я не поставил и все же продал авто. Теперь расскажу почему.
- Надоел. Автомобилем владел на тот момент 5 лет и вопрос продажи уже назревал, поднадоел, так сказать.
- Года. Как я уже говорил, авто было уже старше 15 лет, внешний вид и технические параметры уже не удовлетворяли и понемногу раздражали.
- Установка и последствия. Поставить газ не проблема, проблема поставить газ качественно и без геморроя, который нередко возникает после установки.
- Цена вопроса и окупаемость. Когда я задумывался над установкой я понимал, что это вложения, которые окупятся не сразу. На тот момент это стоило порядка 500 долларов. В моем случае проблема была еще в том, что в основном передвигался в черте города и общий километраж за год был не большой, за 5 лет я наездил чуть больше 50 тыс. км. Для сравнения мои знакомые наезжают за весенне-летний период по 15-20 тыс. км. То есть, я понимал, что после того, как я поставлю газобаллонное оборудование, то экономить я начну через год, не раньше, а то и больше.
Взвесив все эти причины, я пришел к выводу о том, что ставить ГБО в моем случае просто нет смысла. Я продал автомобиль и ни разу об этом не пожалел. При этом я сэкономил время и деньги, необходимые на установку. Я купил гораздо более продвинутый во всех смыслах автомобиль, доплатив совсем небольшую разницу, при этом убив сразу нескольких зайцев.
А именно:
- Авто более новое, более богатая комплектация, прекрасная акустика премиум-класса, кожаный салон, масса различных полезных вещей, о которых мечтал и планировал доустанавливать (это различные подогревы сидений, зеркал, стекол и т. д., электропакет и многое другое).
- Авто выглядит более современно, более востребовано на вторичке, а значит с продажей в будущем не будет проблем.
- И самое главное — я купил авто, которое потребляет в два, а то и в три раза меньше топлива, что позволило мне не задумываться о том, куда я еду, с какой скоростью и сколько км до пункта назначения.
Как Вы понимаете, все это я веду к тому, что ГБО — это, безусловно, хорошо, но есть нюансы, которые если проанализировать и собрать их воедино, в некоторых ситуациях становятся аргументами «против», а не «за». Далее я перечислю еще ряд случаев и причин, когда ставить ГБО просто нету смысла.
Не рекомендую ставить ГБО если:
- Ваш автомобиль находится на официальной гарантии. Тут, в принципе, нечего объяснять, если авто куплено только что, производя какие-то кардинальные изменения в конструкции авто можно потерять гарантию.
- Небольшой годовой пробег. Если у Вас, как у меня, за год пробег не превышает 8 тысяч, то вряд ли есть смысл ставить ГБО. Во-первых, переоборудование будет очень долго окупаться, а во-вторых, если авто используется редко, то в принципе расходы на топливо в общем итоге будут не такими уж и большими.
- Расход топлива 6-7 литров. Если расход горючего не дотягивает даже до 10 литров на 100 км, установка ГБО вряд ли целесообразна. Как правило, большая выгода от установки получается у тех, кто либо очень интенсивно эксплуатирует авто и ездит на дальние расстояния, либо те, у кого очень прожорливые моторы (12-15 л./100 км).
- Продажа авто. Если Вы не уверены в том, что ближайшие два-три года не продадите авто, не советую ставить ГБО. Как я уже говорил выше, окупаемость газобаллонного оборудования процесс не скорый, все зависит от частоты эксплуатации, а также расхода топлива. Поставив газ и продав свой автомобиль, например, через полгода-год, Вы просто потратите 500-800 долларов зря, так как они просто не окупятся.
- Небольшой багажник. Если баллон занимает половину или весь багажник, тем самым отнимая полезное пространство, то Вам необходимо как следует подумать прежде, чем идти на такой шаг. Экономия — это, безусловно, хорошо, но авто без багажника — это тоже никуда не годится.
- Отсутствие АГЗС и СТО. Если по близости нет ни газовых заправок, ни СТО, которые в случае проблем с газобаллонным оборудованием смогут предоставить вам полный спектр услуг, то я бы настоятельно не рекомендовал ставить газ. Ехать по 20-30 км для того, чтобы заправить баллон — не выгодно. Что до сервиса, то случается всякое и не всегда проблему с ГБО можно решить самостоятельно. Нередко для решения проблемы автовладельцам приходится преодолевать десятки, а то и сотни километров.
Лично мне известен случай, когда человек установил газ в большом городе в надежде на то, что там мастера более умные и рукастые. В итоге, после установки оборудование работало некорректно и постоянно доставляло массу неприятностей, на его претензии установщики отвечали вежливо — «Приезжайте, мы все исправим!». Все бы ничего, да вот только ехать к ним в одну сторону — 300 км и назад столько же. Дорогу, естественно, никто не оплачивал. После нескольких поездок к ним и полного разочарования в ГБО, он продал авто, потеряв при этом на установке, которая не окупилась, а также на самом авто, которое с газом никто особо не хватал. К тому же оборудование не работало как следует, потому и здесь пришлось спускать цену.
- Спорткар. Если авто участвует в гонках, установка ГБО — большая ошибка. Почему? Причин масса, кроме того, важно понимать, что баллоны и газовое оборудование — это доп. вес, который очень нежелателен на соревновательных и гоночных авто. Помимо этого будет нарушена развесовка, управляемость и многие другие важные в спорте параметры. И последнее, когда на кону спортивные достижения и рекорды, никакой речи об экономии быть не может.
Итак, подведем итоги…
Чтобы не переплачивать свои кровные за то, что не окупится или же просто нецелесообразно, перед тем как пойти на такой шаг — хорошенько подумайте! Возможно Вам не выгодно устанавливать газобаллонное оборудование по причинам, описанным выше или просто нужен другой автомобиль. Думайте сами, решайте сами, как говорится…
У меня все, благодарю за внимание! Если пост вам понравился, поделитесь ссылкой на него в соц. сетях — это лучший способ сказать «спасибо» автору!
Видеоверсия статьи:
Источник: ГБОшник.
Плюсы и минусы ГБО
Плюсы ГБО:
- Начнем с самого важного преимущества, о нём стопроцентно наслышаны многие. Работая на пропане, движок выделяет в воздух почти в 3 раза меньше углекислого газа. Срок службы до первого ремонта двигателя повышается в 2 раза, если сравнивать с движком, который эксплуатировался исключительно на 95 бензине. Пропан и метан при сгорании практически не оставляют нагара в цилиндрах, благодаря этому двигатель длительное время работает просто превосходно. Запас хода на 40-50% больше по сравнению с бензиновым и дизельным двигателем. По отзывам это, в среднем, 1000 километров. Масло в двигателе почти всегда остается чистым, по причине того, что топливо сгорает практически начисто.
Газовые форсунки под капотом авто
Минусы ГБО:
- Стоимость такого апгрейда довольно высока, обычно цена находится в пределах 20-30 тысяч рублей. Но не стоит ориентироваться на эти числа, так как цена зависит также от региона, в котором вы проживаете, поэтому итоговую стоимость работ нужно уточнить в ближайшем автосервисе. Запускать двигатель зимой очень проблематично, поэтому специалисты настоятельно рекомендуют иметь около 10 литров бензина в бензобаке. Из-за этого автомобилистам приходиться осуществлять запуск на бензине, а затем уже переключаться на пропан или метан. Большущая проблема кроется в том, что установленное оборудование нужно внести в технический паспорт, а процесс этот длительный и довольно мучительный. Трудность обычно кроется в том, что для регистрации в ПТС нужно иметь сертификат газовщика. Такой документ вам выдадут в автосервисе после монтажа оборудования. Потом необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД, там ваше ГБО внесут в ПТС. Услуга, к сожалению, не бесплатная — придется расстаться с 10 000 рублей. Но если вас остановят сотрудники ДПС, и у вас не обнаружится отметки в ПТС, то вам придется заплатить приличный штраф в размере 3 000 рублей. Заключительный минус заключается в том, что вы практически лишитесь багажника, так как теперь это место будут занимать стальные газовые баллоны. И это, пожалуй, самый важный недостаток для легкового транспорта.
Газовый баллон зачастую занимает много места в багажнике автомобиля
Хоть у ГБО и большое количество минусов, но его установка превосходит дизельные и бензиновые по техобслуживанию и экономии топлива. Допустим, цена литра 92 бензина примерно 42 рубля, тогда газ такого же объема обойдется вам примерно в 20 рублей. Да плюс ко всему, как уже говорилось раньше, на газе и запас хода увеличивается почти в два раза. Поэтому с точки зрения экономии и уменьшения затрат на автомобиль, выбор, определенно, падает на газ.
Себестоимость передвижения на таком автомобиле будет обходится вам в два-три раза дешевле. По этой причине вам удастся отбить все расходы на установку оборудования за полгода или год.
Какие бывают
С момента создания газобаллонных систем установки постоянно обновлялись и совершенствовались. Первые три поколения не устанавливаются, поскольку основательно устарели, но на машинах с пробегом встречаются. Наиболее распространенное – ГБО четвертой серии.
4 поколение
Системы ГБО этой категории устанавливают на инжекторные автомобили. У них в двигателях топливо впрыскивается в цилиндры распределено. При монтаже на машину устанавливается дополнительный газовый инжектор с форсунками, редуктором и блоком управления. Моделей ГБО четвертого поколения масса, а стоимость балансирует в 20-40 тыс. руб.
Итоговая сумма обуславливается производителем оборудования и комплектацией. Окончательная цена завышена, но эксплуатационные характеристики подобного оборудования лучше предыдущих поколений при сохранении надежности, расхода газового топлива и общей стоимости обслуживания.
5 поколение
В сравнении с предыдущей серией ГБО газ не меняет жидкую консистенцию на газообразную. Топливо подается до цилиндров в сжиженном виде.
- в топливной емкости стоит насос, аналогично бензобаку;
- он нагнетает давление, и газ подается на форсунки;
- последние впрыскивают топливо в коллектор.
Редуктор в разработке 5 серии отсутствует. ГБО пятого поколения разрабатывалось для машин, где невозможно или проблематично установить оборудование 4 серии. По ценовым показателям система тоже превосходит предыдущий вариант. С учетом установки подобное ГБО стоит 80-100 тыс. рублей. Из них 65% суммы приходится на оплату топливного насоса. По мнению автоэкспертов, он ломается из-за большого количества посторонних примесей в газовом топливе.
6 поколение
В системе шестой серии за основу также взяли подачу сжиженной газовой смеси. Она осуществляется через систему топливного впрыска авто, а не через отдельный редуктор. В подобном оборудовании, в сравнении с предыдущими моделями, не установили форсунки и редуктор, а топливную подачу продумали за счет форсунок инжектора ДВС автомобиля.
Между бензобаком и двигателем ТС врезается клапанный блок – топливный селектор, с помощью которого и осуществляется быстрое переключение питания автомобиля на бензин либо газ. В РФ подобное ГБО не реализуется. Но большинство специалистов считают, что стоимость ГБО-6 будет значительно выше предыдущей, пятой серии, поскольку топливный селектор – это запатентованная разработка, она дешевой быть не может.
avtoexperts.ru
В прошлой статье мы рассматривали устройство газобаллонной установки, принцип работы, а также разновидности. Сейчас проанализируем ГБО со всех сторон. То есть выясним, какие преимущества и недостатки и стоит ли вообще переходить на газ.
Даже сложный путь оформления ГБО, определенные риски, не страшат водителей, ведь в итоге они получают достаточно неплохую экономию на топливе. К примеру, если возьмем дизельные ТС, то здесь можно говорить об экономии в пределах 20-25% от изначальных затрат на дизель. С бензином ситуация ещё интересней, после установки ГБО можно сэкономить до 30, а то и 40%. Но, безусловно, помимо значимых плюсов, одним из которых является экономия денег, установка ГБО несет в себе и негативные факторы. Далее обсудим плюсы и минусы ГБО более подробно.
Минусы ГБО
Основные недостатки, которые могут стать значимой преградой на пути заветной цели:
1. Дороговизна оборудования. Установка ГБО похожа с тем, когда вы инвестируете деньги, так скажем в «перспективу», что когда-то все это окупится. К примеру, если брать 4-поколение, то в среднем придется заплатить от 20 000 до 45 000 руб., в зависимости от двигателя (чем меньше цилиндров, тем дешевле). Если говорить о наиболее современном оборудовании, шестого поколения, то минимальные цены от 200 000 руб. за 4-цилиндовый мотор и от 300 000 руб. за 6 и 8- цилиндровые ДВС. Устаревшие поколения обойдутся дешевле, но, устанавливая современные и фирменные системы, вы в первую очередь, платите за собственную безопасность.
2. Потеря мощности. Кто бы сейчас не приводил различные примеры, что на газу машины наоборот стала «резвей», все это байки. С газом автомобиль в принципе не сможет стать мощней, если, конечно, не используется бензин параллельно, да и то, такая вероятность под большим вопросом.
Дело в том, что скорость горения газа меньше, чем у бензина, в итоге и наблюдается потеря мощности до 15-20%. Но, в пользу газа в этой части можно сказать следующие, за счет замедленного горения, увеличивается плавность разгона, пропадают «провалы», дергания.
3. Обcлуживание ГБО. Вы должны понимать, что устанавливая новое оборудование на автомобиль, прибавляете себе «геморроя», в плане возможного ремонта и обслуживания. Конечно, затраты могут быть не столь большими, но при условии, что придерживаетесь регламента производителя.
К примеру, каждый 15 000 км, есть необходимость в замене фильтров, регулировке и настройка оборудования, прочистке форсунок, в целом диагностики системы. Безусловно, у качественных производителей, ресурс оборудования гораздо больше, к примеру, такие фирмы, как Lovato, Rail, Valtek требуют диагностики и вмешательства, где-то через 25-35 000 км.
Кроме того, на плановость ремонта и обслуживания влияет тот факт, как сам водитель следит за ГБО, какое топливо заливает. Например, производители рекомендуют зимой не использовать для запуска газ, какой бы качественной система не была. Желательно прогреть мотор хотя бы до 50 градусов, и только после этого переходить на газ. Дело в том, что холодный запуск может сократить срок «жизни» редуктора.
4. Необходимость оформления. То есть собственноручно установить оборудование, не получится, у всяких «гаражных» мастеров попросту нет лицензии на проведение таких работ. С одной стороны это правильно, у крупных компаний и сервисов, выше ответственность и опыт, а соответственно и о безопасности можно не так сильно беспокоиться. Для регистрации понадобится куча «бумажек», разрешений и т.д. Конечно, сейчас полно всевозможных контор, которые готовы все сделать за вас, так скажем «под ключ». Но, и здесь затронут вопрос финансов.
5. Вместительность багажника. Баллон под газ занимает внушительный объем в багажном отсеке, причем независимо от его форм. Возьмем тот же цилиндр, вместимость отсека уменьшиться минимум на 35-40%. Та же проблема с «таблеткой», которая монтируется вместо «запаски». Конечно, многие возразят, мол, зачем в городе иметь полноценное запасное колесо, можно обойтись без него, а на крайний случай, прикупить докатку. Отчасти утверждение верное, но как быть тем, кто довольно часто выбирается за город? Ведь кроме «запаски», придется выбрасывать инструмент с подпола и т.д.
6. Проблемы с парковкой. В крупных городах возникают проблемы с подземной стоянкой, например, у магазинов. Дело в том, что пропан-бутан тяжелее воздуха, а соответственно при сгорании имеет свойство оседать внизу. То есть проветривание таких закрытых стоянок проблематично. Но, с другой стороны, у вас на лице на написано, что ваш автомобиль оснащен газом. Наклейку можно и не клеить. По запаху охранники вряд ли будут выискивать «нарушителей».
7. Нехватка АЗС с газом. Требования безопасности к таким заправкам со стороны проверяющих органов строже, поэтому зачастую предприниматели не желают связываться. Тем более возникают и проблемы с хранением и транспортировкой сжиженного газа. Но, со временем ситуация будет меняться, цены на классическое топливо растут ежедневно, а потому, заправки будут вынуждены в скором времени устанавливать соответствующие оборудование. Конкуренция породит настоящий бум.
Убивает ли газ мотор?
Этот вопрос, мы не осмелились отнести непосредственно к недостаткам, так как здесь много спорных моментов. Разберем отдельно и более подробно. Ходят устойчивые слухи, что ГБО убивает раньше срока ГБЦ. Согласимся с этим крайне интригующим высказыванием только частично. Такое высказывание правдиво только по отношению к первым поколениям ГБО, первое и второе, когда не было электронных регулировок, различных датчиков, к примеру, детонации. Тогда вся настройка сводилась к ручному вмешательству «специалистов» и порой, такие вмешательства сказывались пагубно на ДВС.
К примеру, подкручивалась порция подачи топлива так, чтобы доля газа была больше, ради экономии, но в итоге, это приводило к проблемам именно с ГБЦ, не редко даже прогорали клапана.
На старых поколениях, из-за отсутствия датчиков детонации, не редко происходили микровзрывы в коллекторах, приводившие даже к пожарам.
На современных версиях ГБО, таких проблем можно избежать, применяется большое количество всевозможных датчиков. Тем более за работу теперь полностью отвечает штатная ЭБУ. Конечно, вероятность возникновения проблем с ГБЦ есть, но она уже исключительно по вине самого водителя.
Например, важно после установки ГБО регулировать клапана. Дело в том, что температура горения у газа больше на 40 градусов, поэтому и зазоры клапанов должны быть больше, в среднем на 0,05 мм. Увеличение зазоров поможет избежать перегрева. Также не забывайте, что мотору на газу лучше не давать «тапок в пол».
Несмотря на широту мнений, на сегодняшний день, современные системы газового оборудования, наоборот помогают продлить срок эксплуатации «сердца». При работе на газу не образовывается нагар на цилиндрах, не смывает масло, продлевает срок жизни свечам, двигатель не детонирует.
Преимущества ГБО
1. Экономия. Безусловно, рассматривая преимущества нужно упомянуть о самом важном плюсе, из-за которого, по сути, и устанавливают «газ».
2. Плавность работы ДВС. Да, автомобили, оснащенные современными поколениями ГБО, работают заметно стабильней, тише, без вибраций. Дело в том, что чем выше октановое число, тем лучше для мотора, а газ, как известно, соответствует 110 октановому числу.
3. Ресурс мотора. Газ в двигателе горит медленнее бензина, а соответственно и равномерность работы больше. То есть снижается воздействие на поршневую группу. В среднем, считается, что ресурс деталей ДВС на газу не менее чем на 35% больше, чем при работе на бензине.
4. Ресурс масла. Газ практически не оставляет отложений на стенках цилиндров, а соответственно и масло сохраняет свои свойства на больший пробег (в среднем 12-15 000 км). Также уже говорили, что масляная пленка со стенок цилиндров не смывается, что, несомненно, является преимуществом.
5. Ресурс свечей. В камерах сгорания не остается примесей, смолистых накоплений, соответственно сокращается количество нагара на свечах. По результатам проверок, ресурс свечей увеличивается до 40%.
6. Экология. Меньше влияния на атмосферу, так как в газ никто не добавляет присадки, в нем нет серы и т.д. Стоит только вспомнить, что газ уступает по нормам токсичности только ТС на водороде и электромобилям.
7. Вероятность взрыва меньше, как бы это парадоксально не звучало. При повреждениях газовых магистралей, газ практически мгновенно охлаждается и переходит в газообразное состояние и улетучивается. Когда бензин растечется, при появлении искры вспыхнет. Наличие защитных клапанов, датчиков, гарантирует безопасность использования.
Стоит ли ставить?
Основной фактор, на который опираются при выборе газобаллонного оборудования — это экономия денег. Безусловно, используя автомобиль на газу можно сэкономить, но всем ли? И как долго будет окупаться установка?
Здесь есть свои особенности, например, если ваш автомобиль потребляет менее 6 литров, то переход на газ не оправдан, машина и так мало кушает. Да и с пробегом не все так просто, если у вас удается «намотать» более 12 000 км в год, то экономия станет заметной и тогда можно говорить об окупаемости ГБО, за срок до трех-четырех лет. Но, если вы и «наматываете» в среднем до 10 000 км в год, то «спецоперация» с переходом на альтернативу бензину, выглядит странно. Причем такие нюансы правдивы, даже с учетом нынешних «конских» цен на бензин, где порой разница в стоимости с газом, достигает 100%.
Кроме того, задаваясь вопросом, стоит ли ставить ГБО, проанализируйте, учтите все минусы, перечисленные выше. Учтите затраты на плановое ТО, с установкой газа посещения станций будет регулярным.
Также не многие решаться на установку, ведь мотор заметно потеряет в мощности, как выяснили до 20-30%. Но, при этом же увеличивается ресурс двигателя. В общем, нюансов много и каждый должен для себя решить, что для него выгодней, ежегодно тратить большие суммы на бензин или смирится с небольшой, но потерей мощности, необходимостью плановых ТО и т.д.
Заключение
Помните, что ни что не может быть безопасным на сто процентов. Поэтому придерживайтесь банальных правил эксплуатации и рекомендаций производителя и проблем с ГБО у вас не возникнет. Следите за системой, заправляйтесь на проверенных заправках, регулярно обслуживайтесь и тогда можно по праву насладиться всеми преимуществами «газа», не обращая внимания и на столь многочисленный перечень недостатков.
А решение, ставить или нет газ, принимается каждым лично, исходя из затрат, модели автомобиля, пробега и других важных нюансов.
Экономим топливо: десять мифов о газобаллонном оборудовании
Говоря о газобаллонном оборудовании (ГБО) для легкового автомобиля, мы, прежде всего, имеем в виду сжиженный нефтяной газ (СНГ, или LPG – liquefied petroleum gas) – пропан-бутановую смесь, являющуюся побочным продуктом нефтепереработки. Пропан-бутан подходит для легковушек лучше, чем более дешевый сжатый природный газ метан (СПГ, или CNG – compressed natural gas), поскольку требует одного компактного и легкого баллона.
А вот сжатый до 200 атмосфер метан приходится хранить на борту в нескольких тяжелых баллонах, и его чаще всего применяют на грузовиках и автобусах. Собственно говоря, большинство фобий и заблуждений непосвященных автовладельцев касаются обоих видов газового топлива. Разберем каждый из них.
1. Газ взорвется
Самая распространенная страшилка требует самого пространного опровержения. Коротко говоря, бензин и его пары в автомобиле взорвутся скорее, чем пропан-бутан. Во-первых, баллон для СНГ, рассчитанный на давление 16 атм, в несколько раз прочнее бензобака, и в случае ДТП вероятность деформации и разрушения баллона невелика.
Во-вторых, на случай аварийной утечки из поврежденного трубопровода на баллоне имеется предохранительный клапан, перекрывающий несанкционированный выход газа. В-третьих, на случай пожара (и перегрева баллона вообще) предусмотрен клапан избыточного давления, который стравит нарастающее давление в атмосферу, чем предотвратит взрыв.
Если имеет место небольшая утечка газа, на нее не среагируют автоматические защитные клапаны, но среагируют органы обоняния человека. Отдушка, добавляемая в пропан-бутановую смесь, делает заметным вытекающий газ с первых секунд. В то же время, для образования газо-воздушной смеси с взрывоопасной концентрацией требуется много времени – в разы больше, чем для появления капель бензина из прохудившегося бензопровода, готовых вспыхнуть в любую секунду.
2. ГБО снижает расходы на топливо вдвое
Это может быть правдой, только если бензиновая часть системы питания не совсем исправна и допускает «перелив». В остальных же случаях экономия будет несколько меньшей. Цена литра сжиженного пропана в самом деле вдвое ниже, чем литра бензина, но расход газа обычно на 10-20 % выше. Этот процент зависит от модели двигателя, типа установленного ГБО и от точности его настройки.
Кстати, наладка установленной газовой аппаратуры – процесс непростой и порой небыстрый, поэтому одна из основных хлопот владельца машины с ГБО – найти хороший «газовый» сервис. В этом смысле проще тем, кто покупает новый автомобиль с газотопливной системой, смонтированной на заводе. Также неплохой вариант – установить ГБО в дилерском центре «своей» марки, тогда за его отладку будут отвечать квалифицированные фирменные сервисмены. К сожалению, пока немногие дилеры предлагают такую услугу.
3. На газу ездят только бедные
На самом деле, на газу ездят те, кто не хочет платить лишние деньги. И чем крупнее и прожорливее автомобиль, тем это желание более оправдано. Современные газотопливные системы могут работать в числе прочего и с многолитровыми бензиновыми моторами крупных дорогих автомобилей.
Причем в последнее время все чаще газифицируется не только подержанный премиум-класс, перешедший в руки второго-третьего владельца, но и новые автомобили. Конечно, скорость окупаемости приобретенного ГБО зависит от конструкции двигателя, его аппетита и ежедневного пробега авто. Точный расчет окупаемости можно сделать через on-line калькулятор на одном из сайтов, посвященных «газовой» теме.
4. Сервис ГБО перекрывает экономию на цене топлива
Совершенно напрасное опасение – качественная аппаратура исправно служит долгие годы, требуя обслуживания не чаще, чем штатные узлы автомобиля. Плановое ТО включает замену одного-двух фильтров, иногда также – слив конденсата из редуктора. У некоторых типов ГБО иногда может потребоваться чистка форсунок. Цена нормо-часа у газовиков самая обыкновенная, но существенный недостаток в том, что для посещения их придется выделять отдельное время.
5. В заграничных поездках сэкономить благодаря газу не получится
Неверное утверждение. Сжиженный пропан-бутан в качестве альтернативного автомобильного топлива используется не только на постсоветском пространстве. Наш журналистский опыт свидетельствует, что по Западной Европе возможно путешествовать исключительно на пропан-бутане. Сеть заправочных станций LPG там достаточно развита, цена составляет порядка 50-60 % от цены бензина. Нужно лишь позаботиться о наличии штуцера-переходника: заправочные пистолеты в некоторых странах не такие, как у нас. Эту металлическую деталь можно купить или арендовать как дома, так и в стране пребывания.
6. Мощность двигателя при работе на газе ниже
В принципе, это так: из-за разных характеристик бензина и пропан-бутановой смеси тягово-скоростные характеристики ДВС при работе на газе снижаются. Но как показывают замеры на динамометрических стендах, разница обычно составляет 8 – 15 %, и на практике водитель ощущает ее далеко не всегда. К тому же, на падение мощности и крутящего момента влияют особенности настройки аппаратуры. При желании опытный настройщик сделает ухудшение характеристик незаметным «на глаз», но в таком случае может существенно вырасти расход газа. Данные выкладки касаются как современных компьютеризированных комплектов ГБО, так и простейших систем второго поколения с вакуумным регулированием.
7. Газ вреден для двигателя
В случае с некоторыми моделями моторов это правда – хотя и с оговорками. Из-за большего времени горения газа выпускные клапаны испытывают увеличенные тепловые нагрузки, и чтобы они не «пригорали», нужно чаще обычного контролировать зазоры в их приводе (это справедливо лишь для моторов без гидрокомпенсаторов в ГРМ).
Еще один момент – некоторым моделям современных двигателей «не нравится», что их клапаны при работе на газе не охлаждаются и не смазываются бензином. Для них приходится включать в комплект ГБО систему подачи в коллектор специальной смазки. К счастью, абсолютного большинства из распространенных моделей двигателей это не касается. И все же, перед принятием решения о газификации своего автомобиля рекомендуется посоветоваться с опытными специалистами по ГБО.
Но плюсов от газового топлива двигатель получает существенно больше. Так, в отличие от бензина, газ не смывает со стенок цилиндров масляную пленку, по которой работают поршневые кольца – а это продлевает ресурс мотора до капремонта. Октановое число газа (100 – 115 единиц) выше, чем у обычного бензина, поэтому малейшая вероятность детонации исключается, а это снижает нагрузку на детали цилиндро-поршневой группы и продлевает их ресурс. Газ не содержит примесей, сокращающих жизнь маслу, свечам, лямбда-зондам и катализатору.
8. Газовое топливо не подходит для любителей активной езды
Если не брать сугубо спортивные машины, а те, что предназначены для дорог общего пользования, то их всегда можно перевести на газ. Просто в некоторых случаях это будет дороже. Так, форсированным моторам могут понадобиться особый блок управления, форсунки и детали газовой магистрали повышенной пропускной способности и баллон большой емкости.
Высокооборотные двигатели (например, Honda) также могут требовать особого подхода – специальных форсунок, дополнительных датчиков. Некоторые комплекты ГБО решают вопрос высоких оборотов упрощенным образом – автоматически переводя двигатель на бензин при раскрутке более чем 4500-5000 об.мин. Одним словом, квалифицированным установщикам эти проблемы известны и они их легко решают. Интересно, что зачастую именно форсированные двигатели (например, у Mitsubishi Lancer Evo), будучи рассчитанными на тяжелые режимы работы, не знают никаких проблем с охлаждением клапанов при работе на газе.
9. Баллон для газа занимает багажник
Место для бака конечно требуется, и тут творчески мыслящие установщики ГБО предложат несколько решений, оперируя широкой номенклатурой типоразмеров баллонов. Например, можно выбрать тороидальный баллон («бублик»), который кладут на место «запаски», вместо которой в свою очередь предлагается возить небольшую «докатку» в чехле. Если автомобиль эксплуатируется только в городе, недалеко от дома, некоторые отказываются от запасного колеса вообще. Также для машин «каботажного» радиуса действия можно использовать небольшой цилиндрический баллон, помещающийся в нишу заднего крыла. Неплохой вариант – размещение снаружи машины, под полом багажника (такие схемы популярны у владельцев Lada 4×4 и Chevrolet Niva). Правда, для этого может понадобиться переварить систему выхлопа.
10. Газифицированные автомобили пахнут газом
Нужно уточнить – НЕИСПРАВНЫЕ газифицированные автомобили пахнут газом. Равно как и неисправные бензиновые автомобили пахнут бензином. Ароматизатор для того и добавляется в газ, чтобы малейшее нарушение герметичности трубопровода стало заметным и водитель обратился на СТО или хотя бы перекрыл выходной клапан на баллоне. Выхлоп автомобиля с ГБО также может иметь непривычный запах, и это также сигнал, что машина просится на прием к специалистам – газотопливная система неправильно отрегулирована. Настройка не занимает много времени.
Какое поколение газобалонного оборудования ставить
Если вы приняли положительное решение, взвесив все за и против ГБО, остается решить, какое поколение оборудования выбрать. Как известно, существует шесть поколений ГБО, хотя принципиальные отличия имеют только три, а все остальные – промежуточные или более совершенные модификации.
Самое популярное сегодня в России – четвертое поколение ГБО, хотя на одну и ту же модель часто подходит и третье. А стоит ли ставить ГБО 4 поколения на авто, вам подскажут в специализированном автосервисе.
Специалисты учтут конструктивные особенности двигателя, его системы впрыска и, конечно же, пожелания клиента. Чем новее мотор автомобиля, тем выше должно быть поколение ГБО. Но учитывайте, что и стоимость такой установки будет выше. Переплачивать нет смысла. Поэтому вам стоит согласиться с мнением специалиста.
Плюсы и минусы ГБО
Принятие решения об установке газобаллонного оборудования требует изучения всех сторон такого шага: технической и финансовой. Для этого необходимо взвесить особенности установки ГБО на авто, плюсы и минусы для автомобиля и кошелька. Ошибка многих автовладельцев в том, что они учитывают только финансовую составляющую. Это не правильный подход, ведь не менее важной является технический и эксплуатационный фактор.
Положительные качества
Для начала рассмотрим преимущества ГБО, влияющие н принятие решения в пользу установки газобаллонной аппаратуры на авто. Главные плюсы:
- Экономия на заправке. Стоимость бензина на начало января 2021 года в России составляет от 45-50 рублей за литр. Для сравнения газ обойдется в 25-27 рублей, что значительно дешевле. При активной эксплуатации автомобиля можно рассчитывать на окупаемость в течение одного-двух лет, а это реальный плюс. Экономия возможна при пробеге в течение года свыше 15 000 км. Кроме того, автомобиль должен потреблять больше 10-12 л бензина на 100 км.
- Меньший износ мотора. При рассмотрении вопроса, стоит ли ставить ГБО на авто, необходимо учитывать влияние газа на двигатель. Благодаря большему октановому числу (до 110-120), двигатель лучше переносит последствия воспламенения. Свечи и клапана при правильной настройке газобаллонной аппаратуры служат больше на 40-50%, что тоже плюс для кошелька автовладельца.
- Больше пробег. Рассматривая преимущества эксплуатации газобаллонных установок, стоит отметить увеличенный автономный пробег. Если заправить два полных бака, машина сможет проехать (в зависимости от объема) около 1000 км и более. В таком случае можно проехать большее расстояние без дозаправки.
- Экологичность. Следующий плюс ГБО на авто — снижение вреда от выхлопа из-за отсутствия в составе серы, свинца и других вредных добавок. И если для России это не имеет большого значения, в некоторых случаях собственники авто с газовой аппаратурой платят меньше налогов на машину.
- Повышение ресурса двигателя. При рассмотрении плюсов и минусов ГБО на автомобиле обсуждение часто сводится к сроку службу. Увеличение ресурса обусловлено меньшим износом основных деталей, о котором упоминалось выше. Кроме того, топливо поступает в камеру сгорания в оптимальном состоянии, на камерах сгорания нет наслоений, а нагар на свечах образуется много медленнее.
- Меньше шума. Автовладельцы отмечают, что плюсом ГБО на авто является улучшение работы мотора — он становится тише. Это связано с большей скоростью горения, из-за чего силовой узел работает без рывков даже при переключении скорости.
- Простота в эксплуатации. Плюсы и минусы газобаллонного оборудования для автомобиля (ГБО) нередко сводятся к вопросам обслуживания. Новые поколения отличаются легкостью пользования. Переключение между газом и бензином происходит с помощью специальной кнопки (находится внутри салона).
- Популярность. Тенденция, что газобаллонное оборудование предназначено только для бедных — это миф. В Европе трудно найти машину без переделки на газ, а общая численность таких машин за последние годы увеличилась почти в 10 раз. Кроме того, в России по распоряжению Правительства от 10 до 50 процентов авто должны быть переведены на газ к 2022 году. А для этого вводится программа субсидирования. Если выбирать между двумя видами газа (пропан или метан), предпочтение государства отдается второму варианту.
Из рассмотренных выше плюсов наиболее важный для автовладельцев — фактор экономии. Но здесь не все однозначно, ведь на итоговую выгоду влияет множество разных моментов.
Минусы
Принимая решение о переводе авто на газ, необходимо изучить недостатки ГБО. Они связаны с дополнительными расходами, размером багажного отсека авто, мощностью двигателя и другими аспектами. К основным минусам стоит отнести:
- Первоначальные расходы. На установку устройства 4 поколения придется потратить от 500 долларов и выше. Это первоначальные вложения, которые в лучшем случае окупятся через один-два года.
- Затраты на обслуживание. Второй экономический минус — дополнительные траты на посещение сервиса. В среднем на СТО необходимо появляться каждые 10-15 тысяч километров для диагностики, замены фильтров и выполнения иных регламентных работ по авто. Плюс периодическая поверка баллонов.
- Уменьшение мощности. Как отмечалось, преимущества и недостатки газобаллонных автомобилей часто связаны с двигателем. В частности, переход на газ приводит к потере до 10% мощности на пропане и до 20% на метане. Это особенно этот минус заметен для любителей активной езды.
- Уменьшение объема багажного отсека. Газобаллонное оборудование занимает много места, из-за чего размер багажника уменьшается на 20-30%. Даже при использовании тороидального баллона запаску придется класть в багажник.
- Все равно нужен бензин. В холодное время года двигатель авто заводится на бензине. Лишь после прогрева мотора происходит автоматическое переключение на газ. Этот минус с тем, что пуск на пропан-бутане и метане на «холодную» связан с трудностями.
- Проблемы с дилером. При установке газовой системы в течение гарантийного периода можно «слететь» с гарантии на двигатель. Но для этого продавец должен доказать, что причиной неисправности стала именно установка газобаллонного оборудования на авто.
- Сложности с оформлением. С 2016 года газобаллонное оборудование требует обязательной регистрации в ГИБДД, что связано с дополнительными потерями времени и денег. Для многих владельцев авто это главный минус.
Основные преимущества ГБО
В качестве газомоторного топлива распространены два вида газа сжиженный нефтяной — пропан-бутановая смесь и сжатый (компримированный) — метан (СНГ/КПГ). Ввиду разности давления при хранении газов, оборудования имеют конструктивные отличия, хотя принцип работы у них идентичен.
Стоимость газа
Ключевая выгода — пропан в среднем на 55-60% дешевле бензина, метан 60-65%. От региона к региону цена может немного отличаться.
Конечная стоимость переоснащения среднестатистического авто с 4-х цилиндровым ДВС мощностью до 150 л.с. на пропан варьируется от 35-50 тысяч рублей. Аналогичная метановая система из-за дороговизны баллона обойдется в 50-65 т.р. Оборудовать более мощные машины будет ещё дороже.
Поэтому ожидая скорую экономию, важно учитывать затраты на покупку, монтаж, оформление и обслуживание газобаллонной аппаратуры. При небольших среднемесячных/годовых пробегах окупаемость установки может затянуться. Чтобы оправдать расходы за один год эксплуатации, в месяц машина на газу должна проезжать от 1500 км при этом потребление топлива должно быть не менее 10 литров на 100 км.
Подробнее посчитать окупаемость оборудования по параметрам конкретной машины можно при помощи калькулятора ГБО.
Увеличенный запас хода
К достоинствам ГБО можно отнести возможность использования двух видов топлива. За счёт чего увеличивается пробег транспортного средства. Особенно это актуально для длительных поездок на дальние расстояния и в регионы с неразвитой автомобильной инфраструктурой, об этом ниже.
Работа и ресурс двигателя
Октановое число у метана/пропана выше бензина (около 105-110), благодаря чему снижаются детонационные нагрузки, двигатель работает мягче. К тому же сгорание газа происходит равномернее, за счёт лучшего образования топливовоздушной смеси, что также уменьшает ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу, понижает уровень механических шумов и вибрацию ДВС.
После сгорания газового топлива образуется минимальное количество отложений, нагара. Поэтому, перевод авто на газ способствует снижению количества примесей и абразивных частиц в моторном масле, что влечёт за собой увеличение интервала его замены, а также повышение ресурса деталей двигателя. Отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы ЦПГ.
Так как газ горит медленнее бензина и при более высокой температуре, случаи с прогаром клапанов действительно встречаются. Однако правильная настройка ГБО, а также установка вариатора УОЗ полностью снимает проблему.
Детально узнать о проблемах с мотором при переходе на газ, можно из статьи про «влияние газового топлива на ДВС авто».
Экологическая составляющая
Газ – экологически чистое топливо с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, особенно это актуально для густонаселённых городов.
При сгорании СНГ/КПГ выхлопные газы содержат, примерно в 10 раз меньше вредных веществ, что является значительным преимуществом перед бензином или дизелем. Ко всему прочему снижается нагрузка с катализатора и выхлопной системы автомобиля.
Для некоторых регионов РФ специально снижен транспортный налог на авто с ГБО.
Безопасность
Часто преградой к переходу на газ становится боязнь взрыва баллона, подкреплённая фото и видеоинформацией из сети. Количество подобных происшествий увеличивается пропорционально росту числа транспорта с ГБО.
Вот только причиной тому в 100% случаев является безответственность тех или иных лиц:
- установка б/у баллонов (с истекшим сроком эксплуатации или не прошедших своевременное переосвидетельствование)
- не качественный монтаж и обслуживание системы
- установка не сертифицированных, устаревших или низкого качества комплектующих оборудования
- нарушение сроков технического обслуживания ГБО
- не соблюдение элементарных правил эксплуатации авто с газовой системой
Стоит отметить, что при должном внимании к газовому оборудованию, многоступенчатая система безопасности современного ГБО 4-го поколения полностью исключает возможность каких либо аварийных ситуаций.
Подробно узнать о причинах подобных происшествий можно из материала о взрывах и пожарах машин с газовым топливом.
Видео о преимуществах и недостатках использования газового оборудования:
Через сколько окупится газовая установка: стоит ли ставить газ на авто
Выгода от ГБО на автомобиле в последние месяцы стала не такой однозначной. Однако рост цен на газовое топливо власти уравновешивают льготными программы поддержки. Рассчитаем окупаемость газовой установки на автомобиле и экономию на топливе за месяц и год и вычислим, сколько километров нужно проехать, чтобы ГБО окупилось.
В первую очередь речь идет об использовании установок, работающих на пропан-бутане. На метане — не берем к рассмотрению, так как легковые автомобили пока почти не переоборудуют под метан. Что входит в комплектацию ГБО:
- автомобильный газовый баллон;
- электроклапаны газа и бензина;
- ВЗУ — выносное заправочное устройство;
- переключатель топлива;
- редуктор-испаритель;
- газовая магистраль;
- электронный блок управления;
- датчики температуры и давления.
На рынке представлены установки ГБО нескольких поколений. И цена установки напрямую зависит от поколения установленной системы и качества ее основных деталей. Самыми популярными являются ГБО четвертого и пятого поколения.
Комплект ГБО 4-го поколения
Преимущества и недостатки газовых установок
Сначала о плюсах.
- Безопасность. Это вопрос — один из ключевых для потребителей. Ответ, впрочем, простой. Стоит задуматься о подборе качественного оборудования и правильном монтаже. Установка ГБО и его элементов, предназначенных для перехода на газ, должна проводиться только специализированной организацией, которая имеет соответствующие разрешения и сертификаты. Современное оборудование оснащается всеми электронными запорными клапанами для перекрывания газа в случае обрыва трубок либо при заглыхании двигателя, а также в случае аварии, что обеспечивает максимальную безопасность.
- По стоимости цена за 1 литр газа дешевле бензина. При установке ГБО уменьшается стоимость эксплуатации автомобиля, поскольку газообразное топливо все же пока дешевле бензина.
- При использовании ГБО снижается уровень шума, производимый автомобилем на 2-3 дБ.
- Увеличивается межремонтный пробег автомобиля в 1,5 раза, поскольку газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндра двигателя.
- Более редкая замена масла. Возрастает период использования машинного масла, поскольку оно не загрязняется перегоревшим топливом.
- Экологичность. В несколько раз уменьшается токсичность отработанных газов.
- Повышенная система защиты от взрыва. Практика эксплуатации автомобилей с ГБО свидетельствует о том, что установка качественного оборудования и своевременное техническое обслуживание делает автомобиль менее взрывоопасным в сравнении с бензиновыми. Газовый баллон крепче, чем бензобак, и там полностью исключено наличие воздуха. То есть у ГБО значительно выше система защиты.
К отрицательным сторонам относят:
- В большинстве случаев после оснащения нового автомобиля газовой установкой последует снятие машины с гарантийного обслуживания.
- Переоборудованный автомобиль становится более чувствительным к чистоте воздушного фильтра, поэтому менять придется его чаще.
- Необходимо пройти процесс оформления газовой установки. Это займет дополнительное время и потребует дополнительных затрат.
- Стоимость газа регулярно повышается, в среднем на 4% в год.
Насколько же быстро окупится газовая установка
Казалось бы, с переходом на газ суммы, оставляемые на заправках, существенно снизятся, то есть получится сиюминутная выгода. Если рассмотреть процесс в перспективе, начиная со стоимости переоборудования транспортного средства, станет понятно, что выгода наступит лишь спустя некоторое время, исчисляемое месяцами. Сколько времени потребуется для того, чтобы в полной мере почувствовать снижение ежемесячных трат на топливо, разберемся, произведя несложные расчеты.
Что нужно знать для расчета:
- расход топлива на 100 км пробега (для нового автомобиля можно взять паспортное значение, для побывавшего в эксплуатации более точное знает владелец);
- пробег в месяц (ради объективности желательно усреднить по году);
- объем бензина, приобретаемого в месяц.
Существуют различные онлайн-калькуляторы расчетов окупаемости газового оборудования, а также расчет экономии на топливе по заданным ценам. Введя в готовую формулу свои данные (цена топлива, километраж, и т. д.) можно моментально получить искомый ответ. Однако стоит обратить внимание на то, что в таких калькуляторах не учитывается повышающий коэффициент расхода газа, а значит, расчет может быть не совсем правдивым.
Провести более точные расчеты можно и самостоятельно, используя следующие формулы:
Расчет экономии на стоимости топлива
Расчет срока окупаемости газовой установки
- ГБО— затраты на газобаллонную установку;
- Бензин— цена 1 литра;
- Газ— цена 1 литра;
- 1,1— повышающий коэффициент для газа (1,1 — минимальное значение, 1,35 — максимальное)
- Расход— расход бензина на 100 км;
- Пробег— пробег автомобиля за месяц
Давайте рассчитаем на примере
- затраты на автомобильную газовую установку 40 000 руб.,
- расход топлива 10 л на 100 км,
- средний пробег в месяц 2 000 км,
- среднесуточный пробег 70 км,
- стоимость бензина 50 руб/литр,
- стоимость газа 30 руб/литр,
- повышающий коэффициент, средний, 1,2.
Не сложно и рассчитать экономию на топливе за год, при условии, что за месяц автомобиль проезжает в среднем 2000 км. 2 800 руб. х 12 месяцев = 33 600 руб.
Конечно, не каждый водитель может прогнозировать среднесуточный пробег своего автомобиля. В этом случае расчет окупаемости газовой установки на автомобиль можно сделать иначе, просто рассчитав, через сколько километров окупится газовая установка.
Через сколько километров окупится газовая установка
Подставим наши данные, проведем вычисления.
Благодаря приведенным формулам, можно понять, что чем больше
у вас ежедневный пробег и расход топлива, тем быстрее окупится переоборудование
автомобиля. Чем экономичнее ваш автомобиль, тем больше пройденных километров
надо сделать, чтобы окупилась установка. По мнению специалистов, подумать о
переоснащении машины нужно тем, кто наматывает в год не менее 25 тысяч км. Считается,
что окупаемость в срок более 2-х лет нерентабельна. По собственному опыту,
вполне возможно окупить стоимость установки, совершив поездку Екатеринбург —
Сочи — Крым — Екатеринбург. Т. е. просто съездив в отпуск. Да и разницу в
стоимости при заправке полного бака газом, а не бензином вы ощутите сразу.
Geely Atlas с заводским ГБО
В пользу газового переоборудования говорит и правительственная поддержка перехода автомобилей на ГБО.
- Во-первых, это льготная программа перевода автомобилей на газ, а с июня 2020 года субсидия по переводу автотранспорта на газ увеличена до 60 % (ранее она составляла 30 %). Это значительно снижает расходы автовладельцев на переоборудование.
- Во-вторых, значительное расширение сети газовых автозаправок по стране, что сделает использование ГБО значительно удобнее.
- В-третьих, планируется упростить или даже отменить сертификацию переоснащения ГБО в ГИБДД.
Прежде чем решиться на переоснащение автомобиля, необходимо все тщательно взвесить, провести все необходимые расчеты, поскольку не во всех случаях установка будет рентабельной.