2 Схемы
Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987 по 1997 год. Годы производства 21099: 1990—2004 — в России, 2004—2011 — на Украине. Здесь приводятся цветные схемы проводки (на инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или смартфон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере.
Как и весь автомобиль, его электрооборудование было на среднем уровне, поэтому владельцы девяток должны знать схему электропроводки досконально для текущих ремонтов своими руками.
Системы, влияющие на безопасность
Генератор; Выводим ручку открытия капота и можно переходить к следующему этапу.
Клапан подачи жидкости на стекло пятой двери. Схема проводки ЭСУД — отдельный технический документ; искать и скачивать его также нужно отдельно.
Реле включения очистителя фар; К7. Плафон освещения салона;
Замена защитных элементов проста, а все предохранители и реле промаркированы, что значительно облегчает их переустановку.
Клапан подачи жидкости на стекла фар.
Со временем возникают всякого рода поломки и разобраться во всём том бардаке у водителя просто не хватает нервов. Генератор;
Одной из причин неработоспособности мотора может быть выход из строя жгута электропроводов системы зажигания или перегорание предохранителя либо реле.
Учимся читать электросхему автомобиля. Часть 1. Автоэлектрика.
Схема зажигания ваз 2109 карбюратор
Начало барахлить зажигание? Тогда рекомендую взять эту схему и вооружившись мультиметром прозвонить все элементы цепи.
Числовые обозначения на схеме зажигания
1. Аккумуляторная батарея. | 2. Генератор. | 3. Катушка зажигания. |
4. Монтажный блок. | 5. Коммутатор. | 6. Замок зажигания. |
7. Трамблёр. | 8. Свечи зажигания. |
Проводка ВАЗ 2109 видна на схеме
Чтобы понять, как устроена электросхема ВАЗ 2109 карбюратор, мы приводим список её компонентов:
- блок-фара;
- электрический двигатель, управляющий стеклоочистителем для фар. Есть не на всех автомобилях;
- здесь расположен выключатель для лампы, находящейся под капотом;
- звуковой сигнал автомобиля;
- электрический двигатель, запускающий вентилятор на системе охлаждения автомобиля;
- датчик, который показывает включение и выключение электрического двигателя, запускающего вентилятор;
- генератор автомобиля;
- на некоторых автомобилях ВАЗ 2109 устанавливается электромагнитный клапан включения механизма омыва фар;
- аналогичный предыдущему, клапан для омыва заднего стекла;
- клапан омыва лобового стекла;
- свечи;
- датчик зажигания;
- здесь расположена катушка зажигания;
- выключатель, регулирующий включение-выключение света заднего хода;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- стартер;
- аккумулятор автомобиля;
- датчик, показывающий уровень тормозной жидкости.
Вот таким образом устроена электрическая схема ВАЗ 2109 (карбюратор)
Как мы можем видеть, схема электропроводки ВАЗ 2109 (карбюратор) – одна из наиболее сложных систем автомобиля. Самостоятельный ремонт далеко не всегда приводит к желаемому результату, особенно, когда владелец автомобиля не имеет достаточного опыта работы с электрооборудованием на «ВАЗ».
Проводка ВАЗ 2109 (карбюратор), цена которой в пределах 3500 рублей
Большая часть элементов проводки в «Самаре» не слишком дорогие. Здесь вопрос даже не в том, сколько стоит какая-то конкретная запчасть. Основные сложности упираются в попытки понять, что же именно вышло из строя. Хороших автоэлектриков найти бывает весьма проблематично, а пытаться самому понять, в чём причина неполадок – не всегда хороший вариант. Машина может простоять в гараже целый год, пока вы разберётесь, что стало причиной поломки.
Если вас интересует электропроводка ВАЗ 2109 (карбюратор), то вы можете ее купить в любом автомобильном магазине или рынке, цена на проводку невысока — около 3500 рублей.
Разборка панели
Вооружаемся инструментами и приступаем к разборке. Вначале:
- Отсоединяем аккумуляторную батарею;
- Снимаем переднюю панель (она на защелках и винтах);
- Извлекаем приборный узел;
- Аккуратно отсоединяем все контакты и разъемы на проводах;
- Демонтируем пластиковую панель с рулевой колонки;
- Отсоединяем замок зажигания и демонтируем его;
- Освобождаем жгуты проводки, идущие в подкапотное пространство;
- Извлекаем их через технологическое отверстие.
Совет: не применяйте силу – защелки на панели поддеваются отверткой. Быть может, старая панель вам еще пригодится, поэтому сохраните ее в рабочем состоянии. Да и растущая цена на вторичном рынке на старые запчасти этому также способствует.
Как читается электрическая схема ВАЗ 2109
Любая электросхема «девятки», будь это схема электропроводки ВАЗ 2109 карбюратор либо инжектор, состоит из основных элементов. Это источники электроэнергии, потребители, связывающие их проводники. Также отдельно выделяют монтажный блок, в котором расположены защитные элементы цепи: реле и предохранители. Еще один отдельный элемент — панель приборов.
На моделях, массово выпускаемых до 1997 года, устанавливалась так называемая низкая панель приборов. Вдоль всей торпеды вплоть до руля расположена полка, а под ней есть небольшая приборная панель. К низкой панели ведет проводка на ВАЗ 2109 карбюратор. После 1997 года в салон ВАЗ 2109 была встроена интерактивная высокая панель. Это повлекло за собой отличия в электросхеме «девяток» нового и старого образца. Главное отличие — проводка ВАЗ 2109, ведущая к самой панели приборов. Отличаются также места установки реле и предохранителей в монтажных блоках двух автомобилей.
В инструкции по эксплуатации и ремонту приведена общая электросхема, а также альбом схем соединения отдельных участков. Первая страница описывает перечень всех жгутов проводов автомобиля, каждый жгут имеет свой номер. На последующих страницах представлены отдельные схемы жгутов:
- соединения АКБ и стартера;
- отдельно аккумулятора с корпусом;
- проводов коробки воздухопритока;
- системы зажигания;
- системы освещения;
- форсунок (если описывается проводка ВАЗ 2109 инжектор);
- датчиков;
- проводов панели приборов;
- проводки правой и левой передней двери;
- задней двери;
- освещения номерного знака.
Читать схему — означает понимать, от какого элемента идет провод и куда он подводится. Для наглядности вся электропроводка представлена в разных цветах в соответствии к реальным проводам автомобиля. Также схематически изображено и пронумеровано электрооборудование, которое входит в схему. На отдельных страницах представлены перечни пронумерованных элементов с их названиями. На схемах жгутов возле каждого прибора обозначено, какие колодки к нему подходят. Каждая колодка имеет пронумерованные гнезда, чтобы водитель понимал, откуда что идет и куда приходит.
К каждой колодке подходят цветные провода. Все проводники цветные, все пронумерованы. К примеру, зелёный 9/5: 9 — номер электроприбора, к которому подведён провод, 5 — номер разъёма под этот провод. Ищем девятую колодку, пятый разъём и видим там этот же зелёный провод. Обозначение на проводе типа S1 показывает, что он соединен с другими проводами. Находим соединение S1 и видим там тот самый проводник. Таким образом, можно полностью прослеживать все соединения. Чтобы уже на автомобиле проверять правильность подключения, понадобится мультиметр. Если это устройство отсутствует, подойдёт и индикаторная отвертка.
Вся электрика ремонтируется при отключенной минусовой клемме от аккумулятора. После ремонтных работ, перед тем как подсоединить клемму обратно, проверьте еще раз правильность всех подключений.
Обслуживание электрической части автомашин и меры безопасности
В автомобилях серии ВАЗ 2109, схема электрооборудования выполнена в однопроводном варианте, при котором кузов машины выполняет функцию отрицательного ʺполюсаʺ и к нему присоединены все ʺминусовыеʺ выводы от потребителей.
Необходимые меры безопасности при обслуживании электрооборудования:
- перед ремонтом электрооборудования обязательно отсоединить от аккумулятора отрицательный провод;
- аккумуляторы и коммутатор зажигания отсоединить, выключив двигатель;
- при замене предохранителей, не применять металлических инструментов, для предотвращения короткого замыкания в цепях;
- во избежание порчи выпрямителя генератора, не рекомендуется проверять его работу ʺна искруʺ;
- замыкание провода на ʺмассуʺ может привести к поломкам некоторого оборудования;
- диоды выпрямителя проверяются приборами, запитанными на напряжение не выше 12В;
- электрические цепи машины также проверяются приборами с питанием 12В при обесточенном генераторе;
- проверка сопротивления изоляции обмоток генератора производится при его снятии и отключении, от выпрямительного блока, статоре генератора;
- при электросварочных работах, отключаются генератор и аккумулятор;
- высоковольтные и низковольтные провода прокладываются в разных жгутах;
- подзарядка аккумулятора через зарядное устройство производится при отключенных от клемм проводах.
Краткая справка
Отличительной чертой знаменитой «девятки» является не только новизна ее конструкции, но и участие в ее создании ряда известных автомобильных компаний из других стран. Впервые модель появилась на дорогах России в 1987 году, а всего оставалась в заводской программе до 2006 года.
Силовые агрегаты
Позднее ее производство из машинокомплектов было перенесено в страны СНГ, где продержалось вплоть до 2011 года.
Весь период выпуска и модернизации автомобиль предлагался с 3 версиями двигателей :
- Модель ВАЗ-21091 оснащалась карбюраторным двигателем объемом в 1,1 литра;
- ВАЗ 2109 – заводской индекс модели с более мощным двигателем объемом в 1,3 л;
- Модификация ВАЗ-21093 считалась самой мощной (80 л.с.) и оснащалась двигателем с рабочим объемом в 1,5л.
Взаимосвязь генератора с другими электронными компонентами автомобиля 2109
Электрооборудование
Схема электропроводки ВАЗ 2109 на карбюратор также отличалась:
- Вариант с классическим зажиганием;
- Вариант с бесконтактным зажиганием.
Справочно: А вот какая из моделей достанется покупателю – никто не знал. Автомобили поступали в регионы согласно устанавливаемой правительством квоты и продавались в порядке очереди. Если повезло и пришли «девятки» с полуторалитровым мотором, то есть шанс ее купить первым по списку в очереди. Цена не была доминирующим фактором.
Дополнительные советы от профессионалов
Принимая ко вниманию некоторые советы и рекомендации, предоставленные профессионалами, можно самостоятельно продлить срок службы автомобильной проводки:
- автовладельцы обязательно должны периодически осматривать внешнее состояние изоляции и всех разъемов, заглянув для этого под капот своего авто;
- если при осмотре будет обнаружен незначительный дефект, поврежденный провод обязательно нужно заменить, чтобы не допустить короткого замыкания. Если надлом незначителен, то можно на некоторое время обмотать его качественной изолентой, но замену на длительное время откладывать не рекомендуется;
- снять с поверхности разъема слой окислителя поможет специальное средство WD-40, которое по доступной цене можно купить в специализированом магазине;
- желательно сделать дополнительную защиту для картера двигателя, чтобы предотвратить попадание влаги на провода.
Обязательно нужно вытирать излишек масла с изоляции, чтобы продлить срок ее эксплуатации. Специалисты настоятельно рекомендуют обязательно менять старую или поврежденную проводку, а не ремонтировать ее, чтобы в дальнейшем избежать более серьезных поломок, которые обойдутся владельцам авто в несколько раз дороже.